Индустриализация и культурная революция

Индустриализация и культурная революция. Первая – сталинская индустриализация.

Всестороннее развитие человека

Ликвидации безграмотности

Всеобщее среднее образование

Культура

Отечественная наука и техника

 

Третьей задачей, которая ставилась и успешно решалась советским государством, помимо собственно индустриализации и коллективизации, было осуществление культурной революции.  Именно триада этих задач, решаемых комплексно, позволила СССР стать мощной индустриальной державой.

Культурная революция – комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.

Сущность культурной революции состояла в коренной перестройке всей систе­мы духовного производства, охватывающей собой не только систему распределения и потребления духовных ценностей, но и, прежде всего, создание этих духовных ценностей, а также новые характер и принципы духовного творче­ства. В ходе культурной революции происходил переворот во всей системе духовного производства. Ставилась задача не об обеспечении доступности для народа тех или иных культурных ценностей, не в простом изменении системы распределения и потребления культуры (что само по себе тоже, разумеется, необходимо), а в приобщении масс к сознательному целенаправленному социально значимому творчеству.

Всестороннее развитие человека

Сферой осуществления культурной революции являлись все стороны жизни общества, единственная цель которого – всестороннее развитие человека, превращение его в сознательного творца истории. Все остальное было подчинено этой вели­кой цели, являлось основой и средством ее достижения.

Конечно же, культурная революция имела и положительные, и отрицательные стороны.

Целями культурной революции в СССР в 1920-е – 1930-е гг. было формирование нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимального уровня образования;

3) формирование социалистической интеллигенции за счет увеличения доли выходцев из пролетарских классов;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства.

Ликвидации безграмотности

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню»).

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 — 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.).

2. В системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу.

В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе», согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

Такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию, созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ), которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 — 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 — 1937 гг. — 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. — 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возможность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку — около 1 млн. человек.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

Всеобщее среднее образование

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР», который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки).

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма (философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции. Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход»). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.

В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

Культура

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы.Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм, отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры, враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры».

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР), в 1934 г.Союза писателей СССР.

Отечественная наука и техника

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь – в этих областях знания – советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский). С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

 

Читай:

5 часовой рабочий день во времена товарища Сталина

ГОЭЛРО

Дискуссии в период НЭПа

Из выступления Сталина на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.

Импорт технологий

Индустриализация и культурная революция

Истоки первой – сталинской индустриализации, планы индустриального развития страны Царя-мученика Николая II

Коллективизация – индустриализация сельского хозяйства

Курс на индустриализацию

Мобилизационная экономика или на какие средства проводилась индустриализация?

Откуда деньги на индустриализацию?

О коллективизации

Первая – сталинская индустриализация: первая пятилетка

Первая – сталинская индустриализация: вторая пятилетка

Первая – сталинская индустриализация: третья пятилетка

План ГОЭЛРО – первый в мировой истории план развития народного хозяйства

Плановая и рыночная экономика, промысловая кооперация

Помощь США в индустриализации СССР

Результаты коллективизации

Результаты индустриального развития СССР в послевоенные годы

Роли индустриализации в победе в войне

Сталинская индустриализация: отзывы современников

Сталинский план преобразования природы

Урожайность зерновых за 112 лет

Цитаты И.В. Сталина о кадрах индустриализации

Цитаты И.В. Сталина о коллективизации, о необходимости коллективизации

Цитаты И.В. Сталина о колхозном строительстве

Цитаты И.В. Сталина об индустриализации

Цитаты И.В. Сталина об итогах коллективизации

Что было бы, если бы СССР – Советская Россия вступила в ВТО в 1932 г.?

Экономика индустриализации под руководством И.В. Сталина. Или социалистическая система народного хозяйства

Экономические методы коллективизации

Энергетика – основа экономики

 

[ssilki]

 

Теги:

ликвидация безграмотности
всестороннее развитие человека
индустриализация и культурная революция
всестороннее физическое развитие человека
спецназ ликвидация безграмотности
ликвидация безграмотности в ссср
индустриализация и культурная революция
гармоничное +и всестороннее развитие человека
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности русский спецназ
индустриализация и культурная революция
декрет о ликвидации безграмотности
ликвидация экономической безграмотности
развитие отечественной науки и техники
индустриализация и культурная революция
всестороннее развитие человека является целью
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности в 20 30 годы
подпорин ликвидация экономической безграмотности
всестороннее и гармоничное физическое развитие человека
индустриализация и культурная революция
достижения отечественной науки и техники
ликвидации компьютерной безграмотности
индустриализация и культурная революция
декрет о ликвидации безграмотности год
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности в контакте
урок истории ликвидация безграмотности в ссср
ликвидация безграмотности спецназ в контакте
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности справочник спецназа
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности вконтакте
о ликвидации безграмотности среди населения рсфср
ликвидация безграмотности русский спецназ вконтакте
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности в россии
индустриализация и культурная революция
разработка урока истории ликвидация безграмотности в ссср
индустриализация и культурная революция
проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности
декрет о ликвидации безграмотности среди населения рсфср
ликвидация безграмотности презентация
индустриализация и культурная революция
ликвидация правовой безграмотности
олег болтогаев ликвидация безграмотности
индустриализация и культурная революция
учреждение всероссийской чрезвычайной комиссии +по ликвидации безграмотности
индустриализация и культурная революция
александр подпорин ликвидация экономической безграмотности
вчк по ликвидации безграмотности
концепции всестороннего развития человека
индустриализация и культурная революция
всестороннее развитие взрослого человека
ликвидация безграмотности маяк
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности в деревнях данковского района
ликвидация безграмотности лидия малыгина
индустриализация и культурная революция
ликвидация безграмотности плюс
ликвидация безграмотности вк
индустриализация и культурная революция
читать олег болтогаев ликвидация безграмотности
ликвидация безграмотности 6 букв
индустриализация и культурная революция
болтогаев ликвидация безграмотности катя
индустриализация и культурная революция
какое значение придавала советская власть ликвидации безграмотности
ликвидация правовой безграмотности молодежи
индустриализация и культурная революция
принятие декрета о ликвидации безграмотности год
плакаты ссср ликвидация безграмотности
ликвидация безграмотности в казахстане
индустриализация и культурная революция