Мотоблок.
Мотоблок в общем случае представляет собой разновидность трактора, обладающего малыми габаритами, в конструкции которого обычно присутствует одна пара колес.
Особенности мотоблока:
Мотоблок из-за особенностей своего строения могут называть одноосным или пешеходным трактором. Ходовая часть такой сельскохозяйственной машины приводятся в движение, как правило, за счет работы бензинового и дизельного двигателя.
Относительно того, каким образом на сельскохозяйственное орудие определенного рода передается механическая энергия, существует подразделение таких машин на колёсные мотоблоки и мотокультиваторы. В первом случае её передача происходит при работе ходовой части, а во втором – ведущей оси.
Для управления мотоблоком пользователю (оператору) приходится следовать за ним пешком в процессе обработки почвы. Это в основном актуально для случаев, когда не используется прицепное оборудование с наличием сидения. При этом взаимодействие оператора с мотоблоком осуществляется с помощью рулевых штанг, способствующих его удерживанию и направлению, на которых могут находиться органы управления.
Применение мотоблока:
В зависимости от класса и навесного оборудования при помощи мотоблока можно совершать ряд различных действий, включая вспашку и окучивание почвы, кошение травы, снегоуборку и транспортировку грузов на короткие дистанции.
К сменному оборудованию мотоблока, кроме прочего, относится следующее: окучник, борона, фреза, плуг, косилка и полуприцеп. Существуют модели мотоблоков, оснащаемые системой отбора мощности, благодаря которой возможно приводить в действие определенные элементы навесного оборудования.
Если в задачи мотоблока входит перевозка грузов, то обычно обращают внимание на модели, относящиеся к среднему или тяжелому классу. В частности, если его планируется эксплуатировать в сложных дорожных условиях, а также на дорожных полотнах с подъемами, то, возможно, эффективнее применять полуприцеп, подключаемый к валу отбора мощности.
Таким образом, за счет многофункциональности и маневренности у мотоблоков широкий спектр применения: от решения простых задач дачниками и садоводами на малых участках до использования предпринимателями на крупных участках (обычно до 4 гектар).
Устройство мотоблока:
Одними из основных элементов, которые могут входить в конструкции различных моделей мотоблоков, являются: двигатель, редуктор, рулевые штанги и элементы безопасности.
Двигатель. В основном для приведения в движение мотоблока используется поршневой двигатель внутреннего сгорания, который работает на дизельном топливе или на бензине. В современных моделях чаще всего могут встречаться четырёхтактные двигатели;
Редуктор. Основные типы редукторов, применяющиеся в современных мотоблоках:
- червячные редукторы, которые по конструкции являются относительно компактными, но из-за особенностей взаимодействия своих деталей в основном используются при влиянии низких нагрузок;
- цепные редукторы, характеризующиеся относительно небольшой ценой, простой конструкцией и легкостью в обслуживании, но требует особого внимания относительно обслуживания;
- шестеренчатые редукторы, обычно рассчитываемые на большие и длительные нагрузки, но имеют относительно высокую цену, и они достаточно сложны в обслуживании;
- шестеренчато-цепные, которые являются одними из наиболее распространенных, в т.ч. за счет совмещения преимуществ шестеренчатых и цепных редукторов;
Рулевые штанги. При работе мотоблока штанги позволяют оператору удерживать его при совершении необходимых манипуляций, а также осуществлять управление его элементами, которые соединены с теми или иными органами управления, находящимися на каждой из них. Например, на левой штанге могут присутствовать органы, позволяющие управлять муфтой сцепления, а на правой — органы, отвечающие за управление двигателем;
Элементы безопасности. К ним могут относиться: кожухи, способствующие защите человека от объектов, которые могут лететь со стороны обрабатываемой почвы с различной скоростью; виброзащита, целью использования которой является гашение вибраций, генерируемых двигателем; автоматическая система, обеспечивающая отключение трансмиссии, если пользователем будут отпущены рукоятки управления.