Особенности, технические характеристики и состав ПМД.
Подвесная монорельсовая дорога, предназначенная для эксплуатации в шахте, является сооружением, имеющим один ведущий рельс, за счет использования которого может происходить транспортировка грузов и рабочих.
Подвесная монорельсовая дорога для шахты
Основные технические характеристики ПМД
Состав подвесного монорельсового пути
Подвесная монорельсовая дорога для шахты:
Подвесная монорельсовая дорога прошла немалый путь модернизации с прошлого века. В наше время она остается востребованным, технологичным и эффективным средством передвижения и перевозки грузов на предприятиях горнодобывающего комплекса.
При разработке земных недр важно использование как мощной и надежной добывающей техники, так и организация транспортного сообщения в шахте и между ней и поверхностью.
Для вывоза из шахты полученной руды, а также для доставки в неё персонала, необходимых материалов и грузов может использоваться подвесная монорельсовая дорога (ПМД).
ПМД — это разновидность железной дороги, в конструкцию которой входит один ведущий рельс (что отличает её от стандартного железнодорожного пути с двумя рельсами).
Она монтируется на арочном профиле (чаще всего металлическом), которым закреплена кровля выработки, и служит обычно для бесперегрузочной транспортировки грузов и рабочих шахт по разветвленной сети горизонтальных и наклонных горных тоннелей.
Подвесная монорельсовая дорога производится с учетом длительной эксплуатации в сложных условиях, включая перепады температур, атмосферного давления, пылевые и газовые загрязнения, влияние химически агрессивной среды.
В зависимости от предполагаемых нагрузок монорельсы могут изготавливаться из профилей М155 (стандартный) и М200 (усиленный). Несущая способность и замковое соединение профилей может определять максимальную нагрузку на монорельсовую дорогу.
Основные технические характеристики ПМД:
ПМД для шахты может выбираться относительно следующего (с примерами параметров):
- тип привода — механический, электрический или дизельный (со специальными дизель-локомотивами);
- тяговое усилие — 20-42 кН;
- масса перевозимого груза — зависит от величины угла наклона и может составлять от 4000 до 16000 кг;
- количество посадочных мест — в пассажирском варианте до 24, в грузопассажирском — до 48;
- длина ходовых рельс — в базовом исполнении от 2000 до 3000 мм;
- максимальный преодолеваемый уклон рельсового пути — от 12º до 36º;
- угол поворотных сегментов — 5,5º, 7,5º, 15º;
- скорость транспортировки — до 3 м/сек.
Состав подвесного монорельсового пути:
Монорельсовый путь состоит из множества элементов, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций, включая следующие:
Ходовые рельсы — основная составляющая всей монорельсовой дороги. С их помощью прокладываются все ее прямые участки под разными углами наклона;
Поворотные сегменты — обеспечивают бесперебойное движение по поворотам шахтных выработок. Изготавливаются для углов и радиусов поворота определенной величины;
Соединительные рельсы — участки пути специальной конструкции, соединяющие ходовые, поворотные рельсы и стрелочные переводы;
Стрелочные переводы — механические или пневматические устройства, которые способны перенаправлять составы с основной ветки на дополнительные и т.д. С их помощью ПМД работает без необходимости дополнительной перевалки груза. Стрелочные переводы обязательно оборудуются специальными стопорными устройствами, которые не дают составу скатываться на грунт в случае, если стрелка не переключилась полностью или частично из-за технической неисправности;
Подвесные комплекты (на анкерную или металлическую крепь) — служат для крепления монорельсовой дороги к несущей балке. Они сконструированы по принципу «ключ — замок», что делает соединение максимально прочным и стойким к деформации, но при этом оно остается быстроразъемным. Для более простого и качественного сцепления с несущей балкой они изготавливаются из легкосвариваемой стали. Каждый участок пути (длиной не более 3000 мм) должен иметь как минимум 2 подвесных крепления;
Цепи для комплектации ПМД — необходимы для подвеса и крепления рельсов, а также установки растяжек, исключающих боковое раскачивание пути. Они создаются по специальной технологии и способны оставаться пластичными, но при этом прочными и устойчивыми к разрыву. Материал, из которого состоят цепи для ПМД — легированная сталь. В процессе производства она проходит сначала особую термическую, а затем индукционную обработку и становится устойчивой к истиранию в шарнирной части;
Распорные замки (вертлюги) — натягивают подвесные и закрепляющие цепи, предотвращая их провисание;
Рельсовые упоры — устанавливаются в начале и конце рельсового пути, чтобы не допустить сход с него подвижного состава.