Подвесная монорельсовая дорога (ПМД)

Особенности, технические характеристики и состав ПМД.

 

Поделиться в:

 

Подвесная монорельсовая дорога, предназначенная для эксплуатации в шахте, является сооружением, имеющим один ведущий рельс, за счет использования которого может происходить транспортировка грузов и рабочих.

 

Подвесная монорельсовая дорога для шахты

Основные технические характеристики ПМД

Состав подвесного монорельсового пути

 

Подвесная монорельсовая дорога для шахты:

Подвесная монорельсовая дорога прошла немалый путь модернизации с прошлого века. В наше время она остается востребованным, технологичным и эффективным средством передвижения и перевозки грузов на предприятиях горнодобывающего комплекса.

При разработке земных недр важно использование как мощной и надежной добывающей техники, так и организация транспортного сообщения в шахте и между ней и поверхностью.

Для вывоза из шахты полученной руды, а также для доставки в неё персонала, необходимых материалов и грузов может использоваться подвесная монорельсовая дорога (ПМД).

ПМД — это разновидность железной дороги, в конструкцию которой входит один ведущий рельс (что отличает её от стандартного железнодорожного пути с двумя рельсами).

Она монтируется на арочном профиле (чаще всего металлическом), которым закреплена кровля выработки, и служит обычно для бесперегрузочной транспортировки грузов и рабочих шахт по разветвленной сети горизонтальных и наклонных горных тоннелей.

Подвесная монорельсовая дорога производится с учетом длительной эксплуатации в сложных условиях, включая перепады температур, атмосферного давления, пылевые и газовые загрязнения, влияние химически агрессивной среды.

В зависимости от предполагаемых нагрузок монорельсы могут изготавливаться из профилей М155 (стандартный) и М200 (усиленный). Несущая способность и замковое соединение профилей может определять максимальную нагрузку на монорельсовую дорогу.

 

Основные технические характеристики ПМД:

ПМД для шахты может выбираться относительно следующего (с примерами параметров):

  • тип привода — механический, электрический или дизельный (со специальными дизель-локомотивами);
  • тяговое усилие — 20-42 кН;
  • масса перевозимого груза — зависит от величины угла наклона и может составлять от 4000 до 16000 кг;
  • количество посадочных мест — в пассажирском варианте до 24, в грузопассажирском — до 48;
  • длина ходовых рельс — в базовом исполнении от 2000 до 3000 мм;
  • максимальный преодолеваемый уклон рельсового пути — от 12º до 36º;
  • угол поворотных сегментов — 5,5º, 7,5º, 15º;
  • скорость транспортировки — до 3 м/сек.

 

Состав подвесного монорельсового пути:

Монорельсовый путь состоит из множества элементов, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций, включая следующие:

Ходовые рельсы — основная составляющая всей монорельсовой дороги. С их помощью прокладываются все ее прямые участки под разными углами наклона;

Поворотные сегменты — обеспечивают бесперебойное движение по поворотам шахтных выработок. Изготавливаются для углов и радиусов поворота определенной величины;

Соединительные рельсы — участки пути специальной конструкции, соединяющие ходовые, поворотные рельсы и стрелочные переводы;

Стрелочные переводы — механические или пневматические устройства, которые способны перенаправлять составы с основной ветки на дополнительные и т.д. С их помощью ПМД работает без необходимости дополнительной перевалки груза. Стрелочные переводы обязательно оборудуются специальными стопорными устройствами, которые не дают составу скатываться на грунт в случае, если стрелка не переключилась полностью или частично из-за технической неисправности;

Подвесные комплекты (на анкерную или металлическую крепь) — служат для крепления монорельсовой дороги к несущей балке. Они сконструированы по принципу «ключ — замок», что делает соединение максимально прочным и стойким к деформации, но при этом оно остается быстроразъемным. Для более простого и качественного сцепления с несущей балкой они изготавливаются из легкосвариваемой стали. Каждый участок пути (длиной не более 3000 мм) должен иметь как минимум 2 подвесных крепления;

Цепи для комплектации ПМД — необходимы для подвеса и крепления рельсов, а также установки растяжек, исключающих боковое раскачивание пути. Они создаются по специальной технологии и способны оставаться пластичными, но при этом прочными и устойчивыми к разрыву. Материал, из которого состоят цепи для ПМД — легированная сталь. В процессе производства она проходит сначала особую термическую, а затем индукционную обработку и становится устойчивой к истиранию в шарнирной части;

Распорные замки (вертлюги) — натягивают подвесные и закрепляющие цепи, предотвращая их провисание;

Рельсовые упоры — устанавливаются в начале и конце рельсового пути, чтобы не допустить сход с него подвижного состава.