Смешанная республика 

Смешанная, полупрезидентская, президентско-парламентская, парламентско-президентская республика.

Смешанная республика – республика, находящая баланс высшей государственной власти между президентом и парламентом.
Поделиться в:

 

Смешанная, полупрезидентская, президентско-парламентская, парламентско-президентская республика

Республика, как форма правления, понятие и признаки

 

Смешанная, полупрезидентская, президентско-парламентская, парламентско-президентская республика:

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, полупрезидентская республика) – республика, находящая баланс высшей государственной власти между президентом и парламентом.

В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство, причём премьер-министр несёт ответственность перед законодательным органом государства. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства, который является не более чем церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентской республике президент лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентской, ни в президентской республиках. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

Примером президентско-парламентской республики является Франция (Французская Республика). Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является Президент Франции. Премьер-министр Франции отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Премьер-министр назначается Президентом Французской Республики. Утверждения его кандидатуры парламентом (Национальным собранием) не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия. Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании.

Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту. Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых конституцией.