Национальная академия наук Беларуси о Второй индустриализации России

Национальная академия наук Беларуси о Второй индустриализации России.

 

 

08.11.2017 г.

Концепция инновационного развития общественного производства – осуществления Второй индустриализации России на период 2017-2022 гг. (далее — Концепция) носит стратегический характер и, в соответствии с трактовкой авторов Н.А. Потехина, В.Н. Потехина, представляет собой «совокупность исходных качественно новых идеологических, научно-теоретических, методологических, методических, духовно-нравственных, политических, социально-экономических, управленческих, экологических, научно-технических, технологических, правовых, информационных и иных ключевых положений, целей, принципов, критериев, этапов, задач, форм и методов, используемых в разработке и реализации комплекса мероприятий по системному внедрению отечественных прорывных экологически чистых технологий (включая супертехнологии) с КПД и КЭД близким или более единицы, обеспечивающих многократное увеличение полезных затрат-результатов, многократное сокращение потерь, бесполезных и вредных затрат-результатов в бюджете социального времени общества и его звеньев, направленных на многократный рост производительности труда, благосостояния всего населения, на достижение в короткие сроки синергии со знаком плюс и мирового лидерства во всех сферах жизнедеятельности страны».

Внимательное изучение документа показывает многократное повторение цели и системы подцелей инновационного развития общественного производства в ходе всего документа, носящих декларативный характер. В частности, авторами Концепции в качестве будущих результатов инновационного развития России ожидается:

1) рост производительности общественного труда в 8-10 и более раз сначала (в течение 1,5 — 3 лет) в ведущих отраслях производства, а затем (в течение 3-5 лет) во всех остальных на основе создания мобильного и стабильного производства и организационно-экономического механизма по ускоренному внедрению отечественных прорывных технологий с КПД и КЭД близким или более единицы;

2) снижение себестоимости отечественной прорывной техники, технологий и производимой продукции в 10 и более раз по сравнению с аналогичной импортной;

3) введение высокосбалансированной по вертикали и горизонтали системы эффективного распределения потоков-ресурсов, обеспечивающей комфортность жизнедеятельности всего общества;

4) повышение реальной заработной платы всех трудящихся и служащих к 2022 году в 15—20 и более раз на основе инновационной системы стимулов и мотивации;

5) повсеместное внедрение в течение 3-5 лет системы прорывных технологий во всех областях и сферах жизнедеятельности;

6) введение в течение 3-5 лет системы повсеместного управления производством нового поколения, на основе унифицированных стандартов, обеспечивающих прирост реального совокупного общественного продукта и национального дохода к 2022 году в 8-10 раз по сравнению с 1990 годом и др.

В целом следует признать высокую социально-экономическую значимость целей, поставленных разработчиками Концепции перед обществом. Вместе с тем заявленная амбициозность целей вынуждает обратить более пристальное внимание на предлагаемые инструменты и меры по их достижению.

Авторами Концепции Н.А. Потехиным, В.Н. Потехиным для осуществления Второй индустриализации России предлагается следующее:

1 ) создание государственного органа, осуществляющего стратегическое и тактическое управление инновационным развитием страны на качественно новой научной базе — Методологического Совета РФ;

2) создание единых по всей стране, государственных органов планирования — Госплана РФ, органов планирования субъектов РФ и коммерческих организаций.

Отметим, что ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» не обладает достаточными правомочиями по оценке качества функционирования и необходимости реформирования институтов государственной власти в Российской Федерации;

3) создание в кратчайшие сроки комплексной единой эффективной системы управления общественным производством, системы управления деятельностью всех субъектов хозяйствования в режиме реального времени на основе информационных технологий;

4) разработку типовых стратегических и тактических планов и мероприятий по выполнению основных и вспомогательных производственных, социально-«экономических, научно-технических, кадровых функций (задач) по внедрению отечественных прорывных технологий; инновационному развитию всех отраслей общественного производства и сфер жизнедеятельности и др.

В целом следует подчеркнуть актуальность реализации предлагаемых мероприятий. Вместе с тем они носят достаточно обобщенный характер, что может привести к затруднениям при их реализации на практике.

На основных этапах инновационного развития — осуществления Второй индустриализации России в Концепции предлагается:

а) выделение наиболее распространенных 100 малоэффективных (ущербных) производств в общественном производстве;

6) разработка комплексных научно-технических, организационно-экономических и иных мероприятий по ускоренному (1,5-2 года) внедрению прорывных технологий в выделенные сферы;

в) определение модельного ряда фундаментальных и прикладных инновационных разработок, которые необходимо использовать в ближайшее время в производстве продукции и услуг, обеспечивающих лидерство и устойчивое положение развития хозяйственного комплекса страны на мировом рынке;

г) создание высокоэффективной системы интеграции и диверсификации производства, предприятий, научных, финансовых и государственных учреждений с учетом классификатора всеобщего прогресса (прорывных технологий с КПД и КЭД близким или более единицы) и др.

Также вызывает сомнение возможность достижения поставленных цели и задач в крайне сжатые сроки, заявленные разработчиками Концепции.

Безусловно, предлагаемые в Концепции мероприятия направлены на внедрение новых технологий в производство, увеличение производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции. Вместе с тем нераскрытым остается вопрос, что же представляют собой «прорывные технологии с КПД и КЭД близким или более единицы». Соответствуют ли они технологиям V и VI технологического уклада? Как рассчитывается КПД и КЭД, и в целом, что представляют собой эти показатели? На наш взгляд, один из главных вопросов, ответ на который должен быть отражен в Концепции, звучит следующим образом: «В какие направления и технологии России необходимо вкладывать инвестиционные и финансовые ресурсы, чтобы достичь амбициозных заявленных целей?». При этом в Концепции не отражены такие обязательные компоненты инновационного развития, как необходимость увеличения финансирования научной деятельности, повышение инновационной активности промышленных организаций, рост доли высокотехнологичного сектора, расширение экспорта высокотехнологичных товаров и т.д.

Таким образом, в настоящее время Концепция инновационного развития общественного производства — осуществления Второй индустриализации России на период 2017-2022 гг. представляет собой скорее декларативный документ. Концепция носит направляющий характер для руководителей органов государственного управления и предприятий Российской Федерации, однако может быть расширена современными методами и инструментами активизации инновационной деятельности и дополнена конкретизированными мерами и механизмами по достижению заявленной цели.

 

 

 

 

Национальная академия наук Беларуси о Второй индустриализации России

Национальная академия наук Беларуси о Второй индустриализации России Национальная академия наук Беларуси о Второй индустриализации России Национальная академия наук Беларуси о Второй индустриализации России

 

поликлиника президиум институт математики социологии биоорганической химии природопользования физиологии истории экономики официальный сайт институт научно практический центр центральный ботанический сад национальной академии наук беларуси
 центральная научная библиотека вести доклады библиотека председатель президиума известия управление делами физико технический институт микробиологии энергетики физики леса национальной академии наук беларуси
выборы в национальную академию наук беларуси