Парламентская республика.
Парламентская республика – республика, в которой высшая государственная власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
Отличия парламентской республики от президентской республики
Отличия парламентской республики от смешанной республики
Республика, как форма правления, понятие и признаки
Парламентская республика:
Парламентская республика – республика, в которой высшая государственная власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Парламент формирует правительство (из своего состава), определяет его состав, и принимает отставку; правительство несет перед парламентом политическую ответственность.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов.
Тем не менее, президент, как глава государства, при такой форме правления обладает определёнными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право осуществлять помилование осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является в парламентской республике главой исполнительной власти, то есть правительства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.
Примером парламентской республики является Германия (Федеративная Республика Германия, ФРГ). Глава государства (Федеральный президент) избирается Федеральным собранием (Бундестаг) на срок 5 лет, максимум эту должность он может занимать 2 раза. Он не может входить в состав Правительства или в законодательный орган власти – парламент (Бундестаг). Федеральный президент выполняет скорее представительские функции и предлагает для избрания Федеральному собранию кандидатуру федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
Отличия парламентской республики от президентской республики:
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
В президентской республике президент координирует отношения между ветвями власти и является верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку). В президентской республике в отличие от парламентской республики президент часто лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента путем процедуры импичмента.
Президентскую республику также называют дуалистической республикой, подчёркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.
Отличия парламентской республики от смешанной республики:
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, полупрезидентская республика) – республика, находящая баланс высшей государственной власти между президентом и парламентом.
В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство, причём премьер-министр несёт ответственность перед законодательным органом государства. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства, который является не более чем церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентской республике президент лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентской, ни в президентской республиках. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.