Задвижки клиновые и параллельные, их виды и принцип работы

Задвижки клиновые и параллельные, их виды и принцип работы.

 

Поделиться в:

 

Задвижка для трубопровода – это устройство, с помощью которого осуществляется управление потоком рабочей среды, проходящим внутри трубы, на которой оно установлено. При этом перекрытие его может происходить с помощью запирающего элемента различного вида, который обычно осуществляет свое движение перпендикулярно оси потока. Шпиндель в конструкции задвижки для совершения открытия или закрытия затвора может выдвигаться на величину хода затвора или вращаться на месте.

 

Клиновая задвижка:

В своей конструкции такая трубопроводная арматура имеет сёдла, которые располагаются относительно друг друга с малым углом наклона, а так же затвор, имеющий форму клина, который может быть нескольких видов: жесткий, двухдисковый или упругий.

В таких задвижках перекрытие потока рабочей среды происходит внутри корпуса устройства с помощью клинового затвора, который перемещается в плоскости, располагающейся перпендикулярно оси прохода среды через корпус. При этом его перемещением может осуществляться с помощью шпинделя или штока. Для перекрытия рабочей среды затвор должен встать между седлами, имеющими уплотнительные поверхности, как и сам затвор.

Жёсткий клин представляет собой монолитную деталь в форме клина, которая должна иметь высокую точность обработки поверхности для осуществления достаточно герметичной посадки между седлами. Углы поверхностей клина и сёдел должны совпадать между собой. Такой вид затвора может иметь возможность заклинивания. А из-за износа или разрушения уплотнительных поверхностей, а так же температурных колебаний рабочей среды, может возникнуть ситуация, когда будет трудно или невозможно сдвинуть задвижку с места.

Двухдисковый клин представляет собой деталь, состоящую из двух крепко совмещенных между собой дисков, расположенных под небольшим углом, образуя совместно клин. В случае применения таких видов клиньев, допускаются определенные погрешности в производстве сёдел, т.к. относительно них диски могут самоустанавливаться. В сравнении с жесткими клиньями, данный вид затвора имеет меньшую вероятность заклинивания при эксплуатации. При этом в процессе уплотнительные поверхности подвергаются малому износу, обеспечивается достаточно высокая герметичность, а так же требуется меньше сил для перевода задвижки в положение “закрыто”.

Упругий клин представляет собой модификацию двухдискового клина, в котором вместо жесткого соединения дисков применяется упругий элемент, способный изгибаться, что дает возможность для создания плотного прилегания поверхностей между задвижкой и седлами. Такой клин может компенсировать определенные деформации корпуса, возникающие от нагрузок трубопровода и колебаний температур рабочей среды. Для изготовления данного затвора не требуется трудоёмкая и точная пригонка затвора относительно сёдел.

 

Параллельная задвижка:

В своей конструкции данная трубопроводная арматура имеет сёдла, располагающиеся параллельно относительно друг друга, и затвор, стороны которого так же параллельны, при этом он может быть в виде двух дисков или пластины (шиберная задвижка). Данный вид задвижки в основном направлен для применения в трубопроводах, где находится рабочая среда в виде канализационных стоков, шламов и подобного.

Принцип действия такой задвижки схож с работой клиновой задвижки, только вместо затвора в виде клина, для перекрытия тока рабочей среды применяется деталь с ровными с двух сторон поверхностями, параллельными друг к другу, не имеющими изгибов и углов, которая встает между сёдлами с аналогичными поверхностями.

Параллельная двухдисковая задвижка в своей конструкции имеет затвор, сконструированный в виде двух плоских дисков, прижатие которых к седлам может осуществляться с помощью клинового грибка или распорной пружины.

Шиберная задвижка в своей конструкции имеет затвор в виде единой пластины определенной формы с ровными параллельными боковыми сторонами. Благодаря тому, что затвор может выполняться в форме ножа, появляется возможность для разрушения частиц, находящихся в рабочей среде. Задвижки шиберные с такой конструкцией затвора называют “ножевыми”.

Источник: Трубтрейд