Экранопланы и экранолеты, как транспорт нового поколения.
Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта».
Технология ожидает финансирования!
Морской многоцелевой грузопассажирский экраноплан А-050-742D
Технические характеристики экраноплана А-050-742D типа
Описание:
Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта».
Экранопланы способны эксплуатироваться на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые недоступны для обычных судов.
Наряду с более высокими гидроаэродинамическим качеством и мореходностью, чем у других скоростных судов, экранопланы обладают амфибийными свойствами.
Помимо водной глади они способны передвигаться над твёрдой поверхностью (земля, снег, лёд) и базироваться на ней. Экраноплан, таким образом, объединяет в себе лучшие качества морского (речного) судна и самолёта.
По классификации ИМО, экранопланы делятся на три типа: А – высота полета не более размера хорды крыла, В – способные кратковременно и ограниченно увеличивать высоту полета над экраном и С – способные длительное время на длительное время отрываться от экрана и осуществлять полет на неограниченной высоте полета (экранолеты).
Все экранопланы подчиняются «Международным правилам предупреждения столкновений судов на море» и рассматриваются не как самолёт, способный плавать, а как судно, способное летать.
Преимущества:
– высокие живучесть, скорость и экономичность по сравнению с самолетами и кораблями на воздушной подушке и подводных крыльях,
– малозаметность и противоминная устойчивость, способность перемещаться над поверхностью по «прямым» маршрутам,
– нетребовательность к наземной инфраструктуре,
– высокая эксплуатационная безопасность для пассажиров и грузов.
Недостатки:
– необходимость специальной подготовки экипажа для управления аппаратом,
– необходимость достаточно ровной поверхности (не относится к экранолету), повышенной тяговооруженности для производства взлета,
– низкая маневренность.
Советский опыт:
Впервые экранный эффект был открыт в середине 1920-х годов в виде увеличения подъемной силы крыла при полете вблизи земли, что иногда становилось причиной аварий при посадке самолета. В СССР созданием экранопланов занимались специалисты ЦКБ по СПК, КБ им. Г.М. Бериева и ряд других КБ. Последние создавали, в основном, небольшие аппараты.
Так, в СКБ по СПК, руководимого Р. Алексеевым, были созданы экраноплан «КМ» для ВМФ, прозванный «Каспийским монстром» за рубежом, пять военных экранолетов типа «Орленок» (для переброски морских десантов на дальность до 1500 км), ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» с шестью противокорабельными ракетами «Москит».
По проекту Роберта ди Бартини был создан противолодочный экраноплан ВВА-14. Общая судьба их незавидна и в настоящее время они не используются.
Интересна судьба экранолета ЭКИП (от слов «экология и прогресс») Льва Щукина в виде бескрылого дисковидного аппарата. Он имел высокую расчетную грузоподъемность, был оснащен уникальными многотопливными двигателями, обеспечивающими полет на высотах 3-10000 м, отличался малозаметностью в радио-, акустическом и тепловом диапазонах. К сожалению, из-за недостатка финансирования и в связи со смертью Л. Щукина данный проект окончательно реализован не был.
В настоящее время:
В настоящее время Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева осуществляет проектные работы и производство морских и речных экранопланов, в т.ч. морского многоцелевого грузопассажирского экраноплана А-050-742D.
Морской многоцелевой грузопассажирский экраноплан А-050-742D:
Тип судна. Морской многоцелевой грузопассажирский экраноплан А-050-742D типа В.
Назначение судна. Экраноплан предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. Обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до 5 градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме 2 класса. Может использоваться в качестве служебно-разъездного, санитарного, транспортного средства, для мониторинга экологического состояния внутренних водных акваторий.
Район и условия эксплуатации. Крупные озера и водохранилища, морские прибрежные районы, скорость ветра до 12 м/с, возможна эксплуатация в зимнее время над снежно-ледовыми ровными поверхностями.
Технические характеристики экраноплана А-050-742D типа В:
Характеристики: | Значение: |
Длина габаритная, м | 34,8 |
Ширина габаритная, м | 25,35 |
Высота габаритная, м | 7,85 |
Осадка габаритная, мне более | 1,6 |
Водоизмещение, т: полное | 54,0 |
Диапазон крейсерских скоростей: при полете у экрана / при полете вне экрана, км/час | 360 – 400 / 450 |
Пассажировместимость, чел. | 100 |
Численность экипажа, чел. | 4 |
Мореходность (высота волны hв3%): при взлете / при посадке / при полете / при нахождении в дрейфе, м | 1,5 / 1,5 / без ограничений / до 3,5 |
Грузоподъемность, т | 9 |
Дальность полета у экрана / вне экрана, км | 5000 / 1900 |
Силовая установка — стартовые двигатели / маршевые | Р-195×4500 кг (как на штурмовике Су-25) /ТВ7-117СМ х 2500 л.с. (как на самолете Ил-114) |
Примечание: описание технологии на примере экраноплана А-050-742D.