Скрепер, типы и виды, его рабочее оборудование 

Скрепер, типы и виды, его рабочее оборудование, применение и характеристики.

 

Поделиться в:

 

Скрепер – колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передними и задними колесами, которая режет, набирает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.

 

Скрепер 

Типы и виды скреперов

Преимущества скрепера

Рабочее и вспомогательное оборудование скрепера

Параметры скрепера

Применение скрепера

Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер

 

Скрепер:

Скрепер – колесная машина, имеющая открытый ковш с режущей кромкой, расположенный между передними и задними колесами, которая режет, набирает, транспортирует, выгружает и распределяет материал при движении вперед.

Скрепер – это один из видов землеройно-транспортного механического оборудования. Задача данной машины – послойная (в горизонтальном виде) нарезка грунтов, их последующая транспортировка и отсыпка в обозначенные и заранее подготовленные сооружения. Последнее требование способно также выполняться и при параметрах, учитывающих послойную засыпку.

Одним из основных преимуществ скрепера является тот факт, что его использование не требует применения дополнительной техники – грузоуплотняющих машин, тракторов и прочее, т.к. при движении их плотные колеса способны утрамбовывать отсыпанный слой грунта.

Скрепер или скрейпер – название машины, произошедшее от английского «scrape» – скрести. Скрепер предназначен для использования для работы на любых типах грунтов (I-III тип) от мягкого, податливого чернозема до тяжелых глин. При наличии особо плотных слоев (разнообразные горные породы и прочее) требуется предварительная грунта обработка рыхлителями.

Целесообразность использования механизмов учитывает и дальность возки срезанных грунтов. Так, идеальным расстоянием для скрепера в агрегате с базовым гусеничным трактором считается отрезок от 100 до 800 метров, максимальным – 1 километр. Объясняется это тем, что скорость движения трактора зависит от вместимости скрепера – чем она больше, тем быстрее он способен передвигаться. Однако на дальних расстояниях, превышающих 1000 метров, выгоднее (с финансовой точки зрения) использовать самосвалы, загрузка грунта в которые проводится экскаваторами. Если же перевезти грунт необходимо на расстояние, не превышающее 100 метров, рентабельнее применять классические бульдозеры.

При транспортировке грунта на отрезок от 300 до 3000 метров также предпочтительно использовать скреперы в агрегате с базовыми, быстроходными колесными тягачами, но многое зависит от условий, в которых будет передвигаться машина. Так, неровности грунта, включая бездорожье, скрепер преодолеет с меньшими усилиями, чем самосвал.

 

Типы и виды скреперов:

Типов и видов данных землеройно-транспортных машин очень много. Их основное различие состоит в:

– видах установленного основного и вспомогательного оборудования;

– параметрах последних;

– способах загрузки и разгрузки;

– нюансами перемещения и управления.

Выбор скрепера напрямую зависит от условий, в которых планируется его эксплуатация.

Основное различие скреперов – это способ передвижения. Различают:

– прицепные скреперы. Выполнены в агрегате с гусеничным трактором и имеют две оси, на которые передается вес самой машины и содержимое ковша в наполненном состоянии;

– полуприцепные скреперы. Конструкция подразумевает агрегацию с колесным трактором с одной осью. При помощи дышла половина их массы распределяется на ось самого тягача.

В свою очередь прицепные скреперы подразделяются на типы:

– на базе гусеничного трактора;

– на базе колесного тягача (трактора).

По типу загрузки скреперы бывают:

– с применением тяговых усилий базовой загрузки (скреперы обычного исполнения);

– с использованием элеватора (элеваторные, гребковые, роторные).

По системе управления поворотом скреперы подразделяются на скреперы:

– с поворотом одноосного тягача;

– с поворотом двухосного тягача (с поворотом передними управляемыми колесами).

По числу осей скреперы делятся на:

– двухосные скреперы, спроектированные на базе одноосного тягача;

– трехосные (полуприцепные) скреперы на базе тягача с двумя осями.

По числу двигателей различают скреперы с одним или двумя моторами.

По системе привода скреперы делятся на машины с:

– передними ведущими колесами;

– со средними ведущими колесами;

– передними и средними ведущими колесами;

– всеми ведущими колесами.

Также при выборе скрепера учитывают дополнительные параметры, например, вместимость ковша. Вместимость ковша (измеряется в метрах кубических) может быть:

– малая – не более 5;

– средняя – от 5 до 15;

– большая – свыше 15.

Наиболее популярным считается средний объем.

По способу выгрузки грунта из ковша встречаются скреперы с:

– опрокидыванием грунта вперед или назад;

– выдвигающейся вперед задней стенкой ковша;

– опрокидывающимися днищем и выдвижной вперед тыльной стенкой.

По типу управления рабочим оборудованием выделяют скреперы:

– канатные;

– гидравлические;

– с электрическим управлением.

Наибольшей популярностью пользуются скреперы, оборудованные гидравлической системой управления, т.к. позволяют осуществлять реверс действующих усилий.

 

Рабочее и вспомогательное оборудование скрепера:

К рабочему оборудованию скрепера относят такие составляющие:

ковш;

механизм, управляющий заслонкой и ковшом;

ходовую часть.

Ковш – это рабочая емкость, предназначенная для помещения в него слоев грунта, который разрабатывает скрепер. Дополнительно он служит несущей рамой, где распределяется часть нагрузки от его массы, самого грунта и тяговой силы. В передней части он опирается на ось и тяговую раму, а в задней – на колесные полуоси. По сути ковш – это сварная конструкция, состоящая из:

– боковых стенок;

– днища;

– буферной рамы.

Передней его (ковша) стенкой является заслонка, чья задача – регулировать высоту загрузочной щели в процессе набора грунта в ковш. Выталкивание грунта из ковша происходит при помощи задней движущейся стенки, оборудованной толкателем и роликами. Для управления ковшом и заслонкой используются гидроцилиндры и рычажный механизм.

Ходовая часть представляет собой полностью унифицированные передние и задние колеса, закрепленные на осях и полуосях.

Вспомогательное оборудование скреперов:

трактор-толкач. Трактор-толкач необходим при работе на твердых грунтах и каменных породах, а также при эксплуатации мощных землеройно-транспортных механизмов, когда наличия тягового усилия одного лишь трактора-тягача недостаточно;

трактор-тягач;

рыхлитель. Рыхлители выполняют предварительное рыхление грунта, что облегчает его дальнейшее срезание самим скрепером.

Все виды вспомогательного оборудования позволяют существенно повысить производительные характеристики основной машины и продлить их срок службы.

 

Преимущества скрепера:

Как любой механизм, землеройно-транспортное оборудование имеет свои преимущества перед другими подобными машинами. Так, скрепер обладает:

– цикличностью. Одна проводимая операция состоит из множества важных составляющих: срез пласта и его последующая выемка; погрузка, уклада и утрамбовка грунта;

– тонкослойным срезом. Возможность срезать малые по высоте слои позволяет механизировать мелкие планировочные работы по заранее установленным параметрам;

– послойной отсыпкой срезанного грунта. Данная особенность актуальна при оборудовании плотин, дамб, насыпей и прочее;

– автоматическим уплотнением отсыпанных слоев. Одновременная укладка и утрамбовка грунта мощными колесами скрепера позволяет отказаться от применения прочего оборудования, предназначенного для этой работы;

– уменьшением производственных затрат на разработку грунта, его перевозку и последующую укладку. Данные задачи выполняет одна машина, соответственно, от привлечения дополнительной техники можно отказаться;

– универсальностью. Скреперы применяются во многих отраслях горнодобывающей промышленности, дорожном и ином строительстве и на разных этапах работ;

– высокими параметрами скорости. Несмотря на габариты оборудования, даже полностью загруженный скрепер способен развивать скорость до 50 км/ч;

– отсутствием сложностей с ремонтом. Все механические узлы оборудования отличаются высокими параметрами ремонтопригодности.

 

Применение скрепера:

Основными сферами применения скреперов считаются различные области горнодобывающей промышленности, дорожного и иного строительства. Так, в гидромелиоративном строительстве с их помощью производят такие работы:

– разработка грунта в выемках. Высокая рентабельность отмечена при строительстве крупных каналов, чья глубина составляет 5-7 метров;

– создание насыпных земляных сооружений (дамбы, насыпи).

В горнодобывающей промышленности:

– проведение вскрышных работ, добыча и транспортировка пород.

В дорожном и ином строительстве:

– подготовительные работы для оснований зданий, сооружений и дорог;

– планировочные работы на стройплощадках, орошаемых и иных территориях, площадках под строительство дороги.

Наибольшая эффективность применения данных землеройно- транспортных машин наблюдается в широтах с коротким зимним периодом. В прочих климатических условиях, если промерзание грунта достигает 20 сантиметров, дополнительно требуется использование рыхлителей. На выбор скрепера для проведения тех или иных работ влияют форма и размер будущего сооружения: наилучшими из них считаются прямоугольные выемки или котлованы, без карманов и выступов, а также различные виды насыпей. Типоразмер скрепера, выбранного для решения определенной задачи, определяется предварительными экономическими расчетами, основанными на объеме работ.

 

Параметры скрепера:

К основным параметрам качества скрепера относят следующие показатели:

– вместимость ковша геометрическая и (или) номинальная,

– грузоподъемность,

– эксплуатационная мощность двигателя,

– тяговый класс базового тягача (трактора) для прицепных скреперов,

– эксплуатационная масса,

– максимальные скорости движения на передачах,

– ширина резания,

– максимальное заглубление ковша,

– толщина слоя отсыпки,

– минимальная ширина полосы разворота (радиус поворота),

– часовой расход топлива,

– 80%-ный ресурс до капитального ремонта и критерии предельного состояния,

– средняя наработка на отказ и критерии отказов,

– удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний,

– уровень звука на рабочем месте оператора,

– параметры вибрации на рабочих местах и органах управления,

– дымность отработавших газов двигателя скрепера,

– выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя скрепера.

 

Примечание: © Фото //www.pexels.com, //pixabay.com