Грейдер (автогрейдер), виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики.
Грейдер – прицепная или самоходная колесная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передними и задними колесами, которая режет, перемещает и распределяет материал обычно в целях профилирования.
Рабочее и вспомогательное оборудование грейдера (автогрейдера)
Виды, типы и классы грейдеров (автогрейдеров)
Параметры грейдера (автогрейдера)
Применение грейдера (автогрейдера)
Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер
Грейдер (автогрейдер):
Грейдер (англ. grader, от англ. grade – нивелировать, выравнивать) – это прицепная или самоходная машина, оборудованная рабочим органом – регулируемым отвалом с ножом, предназначенная для планировки и профилирования площадей и откосов, послойного выравнивания грунта и прочих оснований, перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов.
Грейдер – специальная дорожно-строительная техника (машина), способная выполнять различные земляные, строительные, дорожно-строительные и транспортные рабочие операции.
Грейдер – выемочно-транспортирующая машина, оборудованная ножевым рабочим органом – отвалом, который размещается в пределах колёсной базы.
В зависимости от вида ходовой части различают обычный грейдер и автогрейдер.
Автогрейдер – самоходная колесная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передними и задними колесами, которая режет, перемещает и распределяет материал обычно в целях профилирования.
Обычный грейдер – это прицепная или полуприцепная машина, фиксируемая на базовой транспортной машине – тракторе или другой технике.
Работа грейдера осуществляется на низкой скорости – до 3–4,5 км/ч.
Рабочее и вспомогательное оборудование грейдера (автогрейдера):
Главными составными частями грейдера являются базовая колесная транспортная машина и основное рабочее оборудование – отвал, а также вспомогательное (дополнительное) рабочее оборудование – кирковщик, рыхлитель, плужный снегоочиститель, передний отвал, бульдозерный отвал, стреловидный отвал, откосники, уширители и пр.
Отвал является основным рабочим органом грейдера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. Отвал представляет собой прямоугольный лист, имеющий некоторый радиусный изгиб. Oтвал может выставляться c различными углами в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно продольной оси базовой транспортной машины, a также выносится и выдвигается в сторону. Он может подниматься, опускаться и поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Отвалы всех типов грейдеров оснащаются механизмами с гидравлическим или механическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в двух плоскостях, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвал крепится к тяговой машине с поворотного механизма и тяговой рамы.
Вдоль нижней и боковой кромки отвала прикрепляются ножи, соответственно именуемые нижний нож и боковой нож.
Кирковщик – вспомогательное оборудование в виде рамы со съемными зубьями (7-11 зубьев) для рыхления грунта, разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. Кирковщик может быть установлен впереди передних колес автогрейдера или между передними и задними колесами.
Рыхлитель – дополнительное оборудование, состоящее из рамы, соединенной посредством кронштейнов крепления с задней частью базовой машины, и снабженное одним или несколькими зубьями. Рыхлительное оборудование устанавливается не только на автогрейдеры, но и во многих случаях также на бульдозера и тягачи.
Плужный снегоочиститель – конструкция, размещенная впереди передних колес и предназначенная для сдвигания снега в поперечном направлении за счет вспахивающего действия отвала. Плуг может быть одноотвальным и двухотвальным.
Передний отвал – отвал, обычно имеющий криволинейную поверхность, размещенный впереди передних колес и предназначенный для сгребания и толкания материала, обычно в направлении вперед.
Автогрейдеры также оснащаются автоматическими нивелирующими системами в целях ускорения проведения рабочих операций и получения поверхностей со строго определенными параметрами.
Автогрейдеры могут оснащаться системой дистанционного управления.
Виды, типы и классы грейдеров (автогрейдеров):
Грейдеры классифицируют по ходовому оборудованию, производительности, конструкции, типу системы управления рабочими органами и пр. параметрам.
По ходовому оборудованию грейдеры классифицируют на:
– прицепные и полуприцепные,
– самоходные – автогрейдеры. Автогрейдеры способны перемещаться своим ходом.
По производительности (в зависимости от общей массы, мощности двигателя и габаритов отвала) автогрейдеры подразделяются на следующие классы:
– легкие автогрейдеры. Оснащены отвалами длиной 2500-3000 мм., двигателем мощностью до 80 кВт. Имеют массу не более 9 тонн;
– средние автогрейдеры. Оснащены отвалами длиной 3000-3500 мм., двигателем мощностью до 130 кВт. Имеют массу не более 13 тонн;
– тяжелые автогрейдеры. Оснащены отвалами длиной 3500-4000 мм., двигателем мощностью до 185 кВт. Имеют массу не более 19 тонн;
– сверхтяжелые автогрейдеры. Оснащены двигателем мощностью более 185 кВт и имеют массу более 19 тонн.
В зависимости от эксплуатационной мощности двигателя автогрейдеры классифицируются на классы:
– класс 100, имеющий эксплуатационную мощность двигателя до 88,2 кВт (или 120 л.с.),
– класс 140, имеющий эксплуатационную мощность двигателя в пределах от 88,9 до 117,6 кВт (или от 121 до 160 л.с.),
– класс 180, имеющий эксплуатационную мощность двигателя в пределах от 118,4 до 147,0 кВт (или от 161 до 200 л.с.),
– класс 250, имеющий эксплуатационную мощность двигателя от 147,8 и выше (или от 201 л.с. и выше).
По типу управления рабочими органами различают автогрейдеры с механическим и гидравлическим управлением.
По числу колес ходовой части различают четырехколесные и шестиколесные автогрейдеры.
По числу двигателей бывают одномоторные и двухмоторные автогрейдеры.
По расположению двигателя автогрейдеры делятся на:
– автогрейдеры с передним расположением двигателя,
– автогрейдеры с задним расположением двигателя.
По системе управления поворотом различают автогрейдеры:
– с передними управляемыми колесами,
– с передними и задними управляемыми колесами,
– с передними управляемыми колесами и поворотной задней тележкой,
– с передними управляемыми колесами и шарнирно-сочлененной рамой,
– с шарнирно-сочлененной рамой, имеющей два вертикальных шарнира.
По системе привода хода выделяют автогрейдеры:
– с двумя ведущими колесами,
– с четырьмя ведущими колесами,
– с шестью ведущими колесами.
Параметры грейдера (автогрейдера):
К основным параметрам качества грейдера относят следующие показатели:
– эксплуатационная мощность двигателя,
– эксплуатационная масса,
– длина отвала,
– высота отвала,
– максимальные скорости движения на передачах,
– удельный расход топлива двигателя,
– расход масла в двигателе и трансмиссии автогрейдера,
– достигаемые параметры точности планирования,
– удельное давление на грунт,
– дымность отработавших газов двигателя автогрейдера,
– уровень вибрации сиденья оператора,
– выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя автогрейдера,
– уровень звука на рабочем месте оператора,
– средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания,
– удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний,
– 80%-ный ресурс до первого капитального ремонта и критерии предельного состояния,
– средняя наработка на отказ.
Применение грейдера (автогрейдера):
– планировка и профилирование площадей, земляного и иного полотна,
– планировка и профилирование поверхности и боковых откосов насыпи и выемок для придания необходимых поперечных и продольных уклонов,
– послойное выравнивание грунта и прочих оснований,
– вырезание кюветов,
– возведения невысоких насыпей,
– устройство корыт и боковых канав,
– перемещение грунта, снега или сыпучих строительных материалов,
– очистка дорог и площадей от снега,
– подсыпка полотна или обочины,
– зачистка откосов,
– прочистка кюветов и канав.
Примечание: © Фото //www.pexels.com, //pixabay.com