Дизельное топливо, марки и классы топлива, требования по гост.
Дизельное топливо представляет собой жидкое топливо, используемое в дизельных двигателях, воспламенение которого в двигателе происходит без искры в результате сжатия воздушной смеси и последующего впрыска топлива.
Марки, сорта и классы дизельного топлива
Экологический класс дизельного топлива
Требования к качеству дизельного топлива
Требования к качеству дизельного топлива ЕВРО
Требования к качеству зимнего и арктического дизельного топлива
Цена и стоимость дизельного топлива. Купить дизельное топливо
Дизельное топливо:
Дизельное топливо (дизтопливо, diesel fuel) – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.
Дизельное топливо представляет собой жидкое топливо, используемое в дизельных двигателях, воспламенение которого в двигателе происходит без искры в результате сжатия воздушной смеси и последующего впрыска топлива.
Дизельное топливо – это горючая смесь различных углеводородов, получаемая при переработке нефтей и газовых конденсатов, как правило, путем прямой перегонки, и имеющая температуру кипения 200-350 °С.
Дизельное топливо внешне представляет собой прозрачную жидкость желтого или светло-коричневого цвета (в зависимости от содержания смол).
Не растворяется в воде и не смешивается с ней. Огнеопасно. Токсично.
Дизельное топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
Дизельное топливо марок Л, Е, З и А представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.
Температура самовоспламенения дизельного топлива:
– марок Л, Е – 300 °С;
– марки З – 310 °С;
– марки А – 330 °С.
Температурные пределы воспламенения дизельного топлива:
– марок Л и Е: 69 °С (нижний) и 119 °С (верхний),
– марки З: 62 °С (нижний) и 105 °С (верхний),
– марки А: 57 °С (нижний) и 100 °С (верхний).
Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива в смеси с воздухом – от 2 % об. до 3 % об.
Удельная теплота сгорания дизельного топлива 42,7 МДж/кг.
Плотность дизельного топлива от 800 до 878,4 кг/м3.
В России действуют ГОСТ «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия», ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия», которые устанавливают требования и нормы к качеству дизельного топлива.
Марки, сорта и классы дизельного топлива:
В соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» в зависимости от условий применения установлены следующие марки дизельного топлива:
– Л – летнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °С и выше;
– Е – межсезонное дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °С и выше;
– З – зимнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 35 °С);
– А – арктическое дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °С и выше.
В свою очередь в соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» дизельное топливо ЕВРО подразделяется на сорта и классы:
– марки Л – на сорта А, В, С, D;
– марки Е – на сорта Е, F;
– марки З – на классы 0, 1, 2, 3;
– марки А – на класс 4.
Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо в соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» в зависимости от климатических условий применения (З, А) и предельной температуры фильтруемости (минус 32, 38, 44, 48, 52) подразделяется на группы:
– З-32,
– З-38,
– А-44,
– А-48,
– А-52.
Обозначение для дизельного топлива включает в себя:
– для летнего дизельного топлива (марки Л) – марку, температуру вспышки и экологический класс топлива. Например, ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Л-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5 по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009);
– для межсезонного дизельного топлива (марки Е) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Е-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Е-К5 по ГОСТ Р 52368-2005;
– для зимнего дизельного топлива (марки З) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-З-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-3-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-З-К3(К4, К5) минус 32 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-З-К3(К4, К5) минус 38 по ГОСТ Р 55475-2013;
– для арктического дизельного топлива (марки А) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-А-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-А-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 44 по ГОСТ Р 55475-2013, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-А-К3(К4, К5) минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.
Экологический класс дизельного топлива:
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены экологические классы дизельного топлива: К2, К3, К4 и К5.
Экологический класс дизельного топлива – это классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности дизельного топлива.
Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены следующие требования и нормы к экологическим классам дизельного топлива:
Характеристики дизельного топлива* | Единица измерения | Нормы в отношении экологического класса | |||
К2 | К3 | К4 | К5 | ||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 350 | 50 | 10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: | °С | ||||
для летнего и межсезонного дизельного топлива | 40 | 40 | 55 | 55 | |
для зимнего и арктического дизельного топлива | 30 | 30 | 30 | 30 | |
Фракционный состав – 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше | °С | 360 | 360 | 360 | 360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более | % | – | 11 | 11 | 8 |
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее | – | 45 | 51 | 51 | 51 |
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее | – | не опре- деляется |
47 | 47 | 47 |
Смазывающая способность, не более | мкм | не опре- деляется |
460 | 460 | 460 |
Предельная температура фильтруемости, не выше: | °С | ||||
летнее дизельное топливо | не определяется | не определяется | не определяется | не определяется | |
дизельного топлива зимнего** | минус 20 | минус 20 | минус 20 | минус 20 | |
дизельного топлива арктического | минус 38 | минус 38 | минус 38 | минус 38 | |
дизельного топлива межсезонного*** | минус 15 | минус 15 | минус 15 | минус 15 | |
* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот. | |||||
** для Республики Казахстан не более минус 15°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5. | |||||
*** для Республики Казахстан не более минус 5°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5. |
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение дизельного топлива ЕВРО экологического класса К5.
Требования к качеству дизельного топлива:
По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо в соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | |||
Л | Е | З | А | ||
1. Цетановое число*, не менее | 45 | По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4] | |||
2. Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А) | ||||
50% перегоняется при температуре, °C, не выше | 280 | 280 | 280 | 255 | |
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | 360 | 360 | 360 | |
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33, стандартам [5], [6] |
4. Температура вспышки**, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: | По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 | ||||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 30 | 30 | |
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более | 2000 | По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13] | |||
500 | По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13] | ||||
6. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 17323 | |||
7. Массовая доля сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | |||
8. Испытание на медной пластинке | Выдерживает. Класс 1 | По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329 | |||
9. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |||
10. Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более | 5 | По ГОСТ 5985 | |||
11. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | По ГОСТ 2070 | |||
12. Зольность, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15] | |||
13. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,20 | По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932 | |||
14. Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [16] | |||
15. Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [17] | |||
16. Плотность при 15 °С, кг/м3, не более | 863,4 | 863,4 | 843,4 | 833,5 | По стандартам [18]-[22] |
17. Предельная температура фильтруемости***, °С, не выше | Минус 5 | Минус 15 | Минус 25 | – | По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116 |
– | – | Минус 35 | Минус 45 | ||
Примечания: 1. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KОН на 100 см3 топлива. 2. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.3. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м3, для марок З и А – не более 863,4 кг/м3. 4. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм2/с. 5. На территории Республики Казахстан: – для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше. – для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.* Цетановое число – это характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (то есть свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.Цетановое число – показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы (Техническим регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011).*** Температура вспышки – это наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе под воздействием источника зажигания, однако устойчивое горение после удаления источника зажигания не возникает. Вспышка – быстрое сгорание смеси паров летучего вещества с воздухом, сопровождающееся кратковременным видимым свечением. Температуру вспышки следует отличать как от температуры воспламенения, при которой горючее вещество способно самостоятельно гореть после прекращения действия источника зажигания, так и от температуры самовоспламенения, при которой для инициирования горения или взрыва не требуется внешний источник зажигания. ** Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это мера текучести дизельного топлива, одно из так называемых «холодных свойств». Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях (ГОСТ 22254-92. «Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре») |
Кроме того, дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.
Ссылки на источники:
[1] | ГОСТ Р ЕН 15195-2011 | Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объеме |
[2] | СТБ ИСО 5165-2002 | Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом |
[3] | ЕН ИСО 5165:1998* | Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя |
[4] | ЕН 15195:2007 | Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема |
[5] | ЕН ИСО 3104:1996 | Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости |
[6] | АСТМ Д 445-12 | Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости) |
[7] | ГОСТ Р 51947-2002 | Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
[8] | ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 | Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны |
[9] | СТ РК ИСО 8754:2003 | Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии |
[10] | ЕН ИСО 8754:2003 | Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии |
[11] | ЕН ИСО 14596:2007 | Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
[12] | ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010 | Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии |
[13] | ЕН ИСО 20847:2004 | Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии |
[14] | ЕН ИСО 6245:2002 | Нефтепродукты. Определение зольности |
[15] | АСТМ Д 482-13 | Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах |
[16] | ЕН 12662:2008 | Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах |
[17] | ЕН ИСО 12937:2000 | Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру |
[18] | ГОСТ P 51069-97 | Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром |
[19] | ГОСТ P ИСО 3675-2007 | Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра |
[20] | EH ИСО 12185:1996 | Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке |
[21] | АСТМ Д 1298-12 | Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром |
[22] | ACTM 4052-11 | Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера |
[23] | ГОСТ P 8.580-2001 | Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов |
[24] | EH ИСО 4259:2006 | Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний |
[25] | Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 | О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826) |
[26] | ИСО 3170:2004 | Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб |
[27] | ЕН ИСО 3171:1999 | Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода |
[28] | Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09) | |
[29] | Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50) | |
[30] | Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом |
Требования к качеству дизельного топлива ЕВРО:
По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо ЕВРО в соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.
Наименование показателя | Значение | Метод испытания |
1. Цетановое число, не менее | 51,0 | По ГОСТ 32508** (на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1], [2]-[4] |
2. Цетановый индекс, не менее | 46,0 | По стандартам [5], [6] |
3. Плотность при 15°С, кг/м3 | 820,0-845,0 | По стандартам [7], [8], [9]-[11], ГОСТ 31392 |
4. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов1), %, не более | 8,0 | По ГОСТ EN 12916**, стандарту [12] |
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива: | ||
К3 | 350,0 | По стандарту [13], ГОСТ 32139**, ГОСТ ISO 20846**, ГОСТ ISO 20884**, стандартам [14]-[17], [18]-[20] |
К4 | 50,0 | По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [14], [15], [17], [18]-[20] |
К5 | 10,0 | По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [17], [19], [20] |
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше | 55 | По ГОСТ ISO 2719**, ГОСТ 6356**, стандартам [21], [22] |
7. Коксуемость10%-ного остатка разгонки2), % масс., не более | 0,3 | По стандарту [23], ГОСТ 32392**, стандарту [24], ГОСТ 19932 |
8. Зольность, % масс., не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [25], [26] |
9. Массовая доля воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [27] |
10. Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [28] |
11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С), единицы по шкале | Класс 1 | По ГОСТ ISO 2160**, ГОСТ 32329** |
12. Окислительная стабильность: | ||
общее количество осадка, г/м3, не более | 25 | По стандартам [29], [30], [31] |
часов3), не менее | 20 | По стандарту [32] |
13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60°С, мкм, не более | 2,000-4,500*** | По ГОСТ ISO 12156-1**, стандарту [33] |
14. Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с | *** | По ГОСТ 33, стандартам [34], [35], ГОСТ 31391 |
15. Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177(метод А), стандарту [36] | |
при температуре 250°С перегоняется, % об., менее | 65 | |
при температуре 350°С перегоняется, % об., не менее | 85 | |
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | |
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот4), % об., не более | 7,0 | По стандарту [37] |
1) Показатель 4 определяют по ГОСТ EN 12916**, как разность значений общего содержания ароматических углеводородов и моноароматических углеводородов.
2) Предельное значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок. 3) Данное требование распространяется на дизельное топливо, содержащее более 2% об. метиловых эфиров жирных кислот. 4) Показатель 16 определяют только при введении метиловых эфиров жирных кислот в топливо. Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям стандарта [38]. Идентификацию и разделение метиловых эфиров жирных кислот проводят по стандарту [37]. |
Летнее и межсезонное дизельные топлива ЕВРО должны соответствовать следующим требованиям и нормам:
Наименование показателя | Значение показателя для сорта | Метод испытания | |||||
А | В | С | D | Е | F | ||
1. Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше | 5 | 0 | Минус 5 | Минус 10 | Минус 15 | Минус 20 | По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116** |
* На территории Республики Казахстан установлены значения для межсезонного топлива не выше минус 5°С. |
Зимнее и арктическое дизельные топлива ЕВРО должны соответствовать следующим требованиям и нормам:
Наименование показателя | Значение для класса | Метод испытания | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше | Минус 20 | Минус 26 | Минус 32 | Минус 38 | Минус 44 | По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116** |
2. Температура помутнения, °С, не выше | Минус 10 | Минус 16 | Минус 22 | Минус 28 | Минус 34 | По стандарту [40] |
3. Плотность при 15°С, кг/м3 | 800,0-845,0 | 800,0-845,0 | 800,0-840,0 | 8000-840,0 | 800,0-840,0 | По стандартам [7]-[11], ГОСТ 31392 |
4. Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с | 1,500-4,000 | 1,500-4,000 | 1,500-4,000 | 1,400-4,000 | 1,200-4,000 | По стандартам [34], [35], ГОСТ 33 |
5. Цетановое число, не менее | 49,0 | 49,0 | 48,0 | 47,0 | 47,0 | По ГОСТ 32508(на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1], [2], [3], [4] |
6. Цетановый индекс, не менее | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 43,0 | 43,0 | По стандартам [5], [6] |
7. Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177 (метод А), стандарту [36] | |||||
до 180°С перегоняется, % об., не более | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
до 360°С перегоняется, % об., не менее | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | 55 | 55 | 40 | 30 | 30 | По стандарту [22], ГОСТ 6356 |
* На территории Республики Казахстан установлены значения для зимнего топлива не выше минус 15°С при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15°С и выше. |
Для улучшения эксплуатационных свойств дизельное топливо ЕВРО допускается использовать присадки, не причиняющие вред здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Дизельное топливо ЕВРО не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.
Ссылки на источники:
[1] | ГОСТ Р ЕН 15195-2011 | Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объема | |
[2] | СТБ ИСО 5165-2002 | Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом | |
[3] | EN ISO 5165:1998 | Petroleum products – Determination of the ignition quality of dieseI fuels – Cetane engine method | |
(Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя) | |||
[4] | EN 15195:2007 | Liquid petroleum products – Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber | |
[Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема] | |||
[5] | EN ISO 4264:2007 | Petroleum products – Calculation of cetane index of middle-distillate fuels by the fourvariable equation | |
(Нефтепродукты. Вычисление цетанового индекса средних дистиллятов по уравнению с четырьмя переменными) | |||
[6] | ASTM D 4737-10 | Standard test method for calculated cetane index by four variable equation | |
(Стандартный метод определения цетанового индекса по уравнению с четырьмя переменными) | |||
[7] | ГОСТ Р ИСО 3675-2007 | Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра | |
[8] | ASTM D 1298-12 | Standard test method for density, relative density, or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method | |
[Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром] | |||
[9] | ASTM D 4052-11 | Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter | |
(Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера) | |||
[10] | ГОСТ Р 51069-1997 | Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром | |
[11] | EN ISO 12185:1996 | Crude petroleum and petroleum products – Determination of density – Oscillating U-tube method
(Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке) |
|
[12] | IP 391/1995 | Petroleum products – Determination of aromatic hydrocarbon types in middle distillates – High performance liquid chromatography method with refractive index detection | |
(Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Высокоэффективный метод жидкостной хроматографии с определением по показателю преломления) | |||
[13] | ГОСТ P 51947-2002 | Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии | |
[14] | ГОСТ P EH ИСО 20847-2010 | Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии | |
[15] | ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 | Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции | |
[16] | СТ РК ИСО 8754:2003* | Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете | |
[17] | СТБ 2141-2010 (ИСО 20847:2004) | Petroleum products – Determination of sulfur content of automotive fuels – Ultraviolet fluorescence method | |
(Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод ультрафиолетовой флуоресценции) | |||
[18] | EN ISO 20847:2004 | Petroleum products – Determination of sulfur content of automotive fuels – Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry | |
(Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии) | |||
[19] | EN ISO 8754:2003 | Petroleum products – Determination of sulfur content – Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry | |
(Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии) | |||
[20] | EN ISO 14596:1998 | Petroleum products – Determination of sulfur content – Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry | |
(Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии) | |||
[21] | СТБ ИСО 2719-2002 | Методы определения температуры вспышки на приборе Пенски-Мартенса с закрытым тиглем | |
[22] | ASTM D 93-13 | Standard test methods for flash point by Pensky-Martens closed cup tester | |
(Стандартные методы определения температуры вспышки на приборе Пенски-Мартенса с закрытым тиглем) | |||
[23] | EN ISO 10370:1995 | Petroleum products – Determination of carbon residue – Micro method | |
(Нефтепродукты. Определение коксового остатка. Микрометод) | |||
[24] | ASTM D 189-10 | Standard test method for conradson carbon residue of petroleum products | |
(Стандартный метод определения коксового остатка по Конрадсону) | |||
[25] | EN ISO 6245:2002 | Petroleum products – Determination of ash | |
(Нефтепродукты. Определение зольности) | |||
[26] | ASTM D 482-13 | Standard test method for ash from petroleum products | |
(Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах) | |||
[27] | EN ISO 12937:2000 | Petroleum products – Determination of water – Coulometric Karl Fischer titration method | |
(Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру) | |||
[28] | EN 12662:2008 | Liquid petroleum products – Determination of contamination in middle distillates | |
(Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах) | |||
[29] | ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 | Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив | |
[30] | EN ISO 12205:1996 | Petroleum products – Determination of the oxidation stability of middle-distillate fuels | |
(Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив) | |||
[31] | ASTM D 2274-10 | Standard test method for oxidation stability of distillate fuel oil (accelerated method) | |
[Стандартный метод определения окислительной стабильности дистиллятных топлив (ускоренный метод)] | |||
[32] | EN 15751:2009 | Automotive fuels – Fatty acid methyl ester (FAME) fuel and blends with diesel fuel – Determination of oxidation stability by accelerated oxidation method | |
[Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо из метиловых эфиров жирных кислот (FAME) и смеси с дизельным топливом. Определение окислительной стабильности методом ускоренного окисления] | |||
[33] | ASTM D 6079-11 | Standard test method for evaluating lubricity of diesel fuels by the high-frequency reciprocating rig (HFRR) | |
[Стандартный метод определения смазывающей способности дизельных топлив с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR)] | |||
[34] | EN ISO 3104:1996 | Petroleum products – Transparent and opaque liquids – Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity | |
(Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и вычисление динамической вязкости) | |||
[35] | ASTM D 445-12 | Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and calculation of dynamic viscosity) | |
[Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и вычисление динамической вязкости)] | |||
[36] | ASTM D 86-12 | Standard test method for distillation of petroleum products at atmospheric pressure | |
(Стандартный метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении) | |||
[37] | EN 14078:2003 | Liquid petroleum products – Determination of fatty methyl ester (FAME) content in middle distillates – Infrared spectrometry method | |
(Жидкие нефтепродукты. Определение содержания метилового эфира жирных кислот в средних дистиллятах. Метод инфракрасной спектроскопии) | |||
[38] | EN 14214:2003 | Automotive fuels – Fatty acid methyl esters (FAME) for diesel engines – Requirements and test methods | |
[Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний] | |||
[39] | EN 14331:2004 | Liquid petroleum products – Separation and characterization of fatty acid methyl esters (FAME) from middle distillates by method of liquid chromatography and gas chromatography | |
[Жидкие нефтепродукты. Разделение и идентификация метиловых эфиров жирных кислот (FAME) из средних дистиллятных топлив. Жидкостная хроматография. Газовая хроматография] | |||
[40] | EN 23015:1994 | Petroleum products – Determination of cloud point | |
(Нефтепродукты. Определение температуры помутнения) | |||
[41] | ГОСТ P 8.580-2001 | Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов | |
[42] | EN ISO 4259:2006 | Petroleum products – Determination and application of precision data in relation to methods of test | |
(Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний) | |||
[43] | Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 | О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826) | |
[44] | ISO 3170:2004 | Petroleum liquids – Manual sampling | |
(Жидкие нефтепродукты. Ручной отбор проб) | |||
[45] | EN ISO 3171:1999 | Petroleum liquids – Automatic pipeline sampling | |
(Жидкие нефтепродукты. Автоматический отбор проб из трубопровода) | |||
[46] | Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09) | ||
[47] | Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 года N 50) | ||
[48] | Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом |
Требования к качеству зимнего и арктического дизельного топлива:
По физико-химическим и эксплуатационным показателям зимнее и арктическое дизельное топливо в соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.
Наименование показателя | Значение | Метод испытания | ||||
З-32 | З-38 | А-44 | А-48 | А-52 | ||
1. Цетановое число, не менее | 48,0 | 47,0 | По ГОСТ Р 52709 (на установке типа CFR F-5), ГОСТ Р ЕН 15195, ГОСТ 3122, стандарту [1] |
|||
2. Цетановый индекс, не менее | 46,0 | 43,0 | По стандартам [2], [3] | |||
3. Плотность при 15 °С, кг/м3 | 800,0-855,0 | По ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675, стандартам [4], [5] | ||||
4. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов1), %, не более | 8,0 | По ГОСТ Р ЕН 12916, стандарту [6] | ||||
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более: | ||||||
К3 | 350,0 | По ГОСТ Р 51947, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, ГОСТ Р 52660, стандарту [7] |
||||
К4 | 50,0 | По ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту [8] |
||||
К5 | 10,0 | По ГОСТ Р 52660, ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту [8] |
||||
6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 40 | 30 | По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719, ГОСТ 6356, ГОСТ Р 54279 | |||
7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки2), % масс., не более | 0,30 | По ГОСТ 19932, стандартам [9]-[11] | ||||
8. Зольность, % масс., не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [12], [13] | ||||
9. Массовая доля воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [14] | ||||
10. Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [15] | ||||
11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале | Класс 1 | По стандартам [16], [17] | ||||
12. Окислительная стабильность:
общее количество осадка, г/м3, не более |
25 | По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205, стандарту [18] | ||||
13. Смазывающая способность:
скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более |
460 | По ГОСТ Р ИСО 12156-1, стандарту [19] | ||||
14. Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с | 1,500- 4,500 | 1,400- 4,500 | 1,200-4,000 | По ГОСТ 33, ГОСТ Р 53708 | ||
15. Фракционный состав: | По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405, ГОСТ 2177(метод А), стандарту [20] | |||||
перегоняется до температуры 180 °С, % об., не более | 10 | |||||
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | |||||
16. Температура помутнения, °С, не выше | -22 | -28 | -34 | -38 | -42 | По ГОСТ 5066 (метод Б), стандартам [21]-[23] |
17. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | -32 | -38 | -44 | -48 | -52 | По ГОСТ 22254, стандарту [24] |
1) Для топлива экологических классов К3 и К4 содержание полициклических ароматических углеводородов должно быть не более 11%, для топлива экологического класса К5 – не более 8%.
2) Значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок. |
Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Зимнее и арктическое дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.
Ссылки на источники:
[1] | ЕН ИСО 5165:1998 | Нефтепродукты. Определение склонности к воспламенению дизельных топлив. Моторный метод определения цетанового числа |
[2] | EH ИСО 4264:2007 | Нефтепродукты. Расчет цетанового индекса среднедистиллятных топлив по уравнению с четырьмя переменными |
[3] | АСТМ Д 4737-10 | Стандартный метод испытания для расчета цетанового индекса по уравнению с четырьмя переменными |
[4] | ЕН ИСО 12185:1996 | Сырая нефть и нефтепродукты. Определение плотности осцилляционным методом в U-образной трубке |
[5] | АСТМ Д 4052-09 | Стандартный метод определения плотности и относительной плотности жидкостей цифровым плотномером |
[6] | IP 391:06 | Нефтепродукты. Определение ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Высокоэффективный метод жидкостной хроматографии с определением показателя преломления |
[7] | EH ИСО 8754:2003 | Нефтепродукты. Определение содержания серы. Энергодисперсионная рентгенофлуоресцентная спектрометрия |
[8] | АСТМ Д 7220-12 | Стандартный метод определения содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания, топливах для отопительных целей и топливах для реактивных двигателей методом монохроматической энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
[9] | ЕН ИСО 10370:1993 | Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом |
[10] | АСТМ Д 189-06(2010)e1 | Стандартный метод определения коксового остатка по Конрадсону |
[11] | АСТМ Д 4530-11 | Стандартный метод определения коксового остатка (микрометод) |
[12] | EH ИСО 6245:2002 | Нефтепродукты. Определение зольности |
[13] | АСТМ Д 482-07 | Стандартный метод определения зольности нефтепродуктов |
[14] | EH ИСО 12937:2000 | Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру |
[15] | EH 12662:2008 | Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах |
[16] | EH ИСО 2160:1998 | Нефтепродукты. Коррозионное воздействие на медь. Испытание на медной пластинке |
[17] | АСТМ Д 130-04 | Стандартный метод определения коррозионной агрессивности нефтепродуктов в отношении меди с помощью медной пластинки |
[18] | АСТМ Д 2274-08 | Стандартный метод определения окислительной стабильности дистиллятных топлив (ускоренный метод) |
[19] | АСТМ Д 6079-11 | Стандартный метод определения смазывающей способности дизельных топлив на установке с высокочастотным возвратно-поступательным движением (HFRR) |
[20] | АСТМ Д 86-11b | Стандартный метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении |
[21] | EH 23015:1994
(EN 23015:1994) |
Нефтепродукты. Определение температуры помутнения
(Petroleum products – Determination of cloud point) |
[22] | АСТМ Д 5771-05 | Стандартный метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод оптического детектирования при ступенчатом охлаждении) |
[23] | АСТМ Д 5773-05 | Стандартный метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод охлаждения с постоянной скоростью) |
[24] | EH 116:2007 | Дизельное и печное бытовое топлива. Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре |
[25] | EH ИСО 4259:2006 | Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний |
[26] | Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-2003 | Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны |
[27] | Руководство Р 2.2.2006-05 | Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда |
[28] | Методические указания МУ 5923-91 | Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций углеводородов C – С(раздельно) в воздухе рабочей зоны (приложение 9) |
[29] | Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 | Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов |
[30] | Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 | Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест |
[31] | Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума(утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50) | |
[32] | Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1208 (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272) | |
[33] | Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09) |
Цена и стоимость дизельного топлива. Купить дизельное топливо:
Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com