Дизельное топливо, марки и классы топлива, требования по гост


Дизельное топливо, марки и классы топлива, требования по гост.

 

 

Дизельное топливо представляет собой жидкое топливо, используемое в дизельных двигателях, воспламенение которого в двигателе происходит без искры в результате сжатия воздушной смеси и последующего впрыска топлива.

 

Дизельное топливо

Марки, сорта и классы дизельного топлива

Экологический класс дизельного топлива

Требования к качеству дизельного топлива

Требования к качеству дизельного топлива ЕВРО

Требования к качеству зимнего и арктического дизельного топлива

Цена и стоимость дизельного топлива. Купить дизельное топливо

 




Дизельное топливо:

Дизельное топливо (дизтопливо, diesel fuel) – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.

Дизельное топливо представляет собой жидкое топливо, используемое в дизельных двигателях, воспламенение которого в двигателе происходит без искры в результате сжатия воздушной смеси и последующего впрыска топлива.

Дизельное топливо – это горючая смесь различных углеводородов, получаемая при переработке нефтей и газовых конденсатов, как правило, путем прямой перегонки, и имеющая температуру кипения 200-350 °С.

Дизельное топливо внешне представляет собой прозрачную жидкость желтого или светло-коричневого цвета (в зависимости от содержания смол).

Не растворяется в воде и не смешивается с ней. Огнеопасно. Токсично.

Дизельное топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

Дизельное топливо марок Л, Е, З и А представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.

Температура самовоспламенения дизельного топлива:

– марок Л, Е – 300 °С;

– марки З – 310 °С;

– марки А – 330 °С.

Температурные пределы воспламенения дизельного топлива:

– марок Л и Е: 69 °С (нижний) и 119 °С (верхний),

– марки З: 62 °С (нижний) и 105 °С (верхний),

– марки А: 57 °С (нижний) и 100 °С (верхний).

Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива в смеси с воздухом – от 2 % об. до 3 % об.

Удельная теплота сгорания дизельного топлива 42,7 МДж/кг.

Плотность дизельного топлива от 800 до 878,4 кг/м3.

В России действуют ГОСТ «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия», ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия», которые устанавливают требования и нормы к качеству дизельного топлива.

 


Марки, сорта и классы дизельного топлива:

В соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» в зависимости  от условий применения установлены следующие марки дизельного топлива:

– Л – летнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °С и выше;

– Е – межсезонное дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °С и выше;

– З – зимнее дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости – не выше минус 35 °С);

– А – арктическое дизельное топливо, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °С и выше.

В свою очередь в соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» дизельное топливо ЕВРО подразделяется на сорта и классы:

– марки Л – на сорта А, В, С, D;

– марки Е – на сорта Е, F;

– марки З – на классы 0, 1, 2, 3;

– марки А – на класс 4.

Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо в соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» в зависимости от климатических условий применения (З, А) и предельной температуры фильтруемости (минус 32, 38, 44, 48, 52) подразделяется на группы:

– З-32,

– З-38,

– А-44,

– А-48,

– А-52.

Обозначение для дизельного топлива включает в себя:

– для летнего дизельного топлива (марки Л) – марку, температуру вспышки и экологический класс топлива. Например, ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Л-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5 по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009);

– для межсезонного дизельного топлива (марки Е) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-Е-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Е-К5 по ГОСТ Р 52368-2005;

– для зимнего дизельного топлива (марки З) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-З-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-3-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-З-К3(К4, К5) минус 32 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-З-К3(К4, К5) минус 38 по ГОСТ Р 55475-2013;

– для арктического дизельного топлива (марки А) – марку, предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива. Например, ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013, ДТ-А-К3 (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013, ДТ-А-К5 по ГОСТ Р 52368-2005, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 44 по ГОСТ Р 55475-2013, ДТ-А-К3(К4, К5) минус 48 по ГОСТ Р 55475-2013 или ДТ-А-К3(К4, К5) минус 52 по ГОСТ Р 55475-2013.

 


Экологический класс дизельного топлива:

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены экологические классы дизельного топлива: К2, К3, К4 и К5.

Экологический класс дизельного топлива – это классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности дизельного топлива.

Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 установлены следующие требования и нормы к экологическим классам дизельного топлива:

Характеристики дизельного топлива* Единица измерения Нормы в отношении экологического класса
К2 К3 К4 К5
Массовая доля серы, не более мг/кг 500 350 50 10
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: °С
для летнего и межсезонного дизельного топлива 40 40 55 55
для зимнего и арктического дизельного топлива 30 30 30 30
Фракционный состав – 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше °С 360 360 360 360
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более % 11 11 8
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее 45 51 51 51
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее не опре-
деляется
47 47 47
Смазывающая способность, не более мкм не опре-
деляется
460 460 460
Предельная температура фильтруемости, не выше: °С
летнее дизельное топливо не определяется не определяется не определяется не определяется
дизельного топлива зимнего** минус 20 минус 20 минус 20 минус 20
дизельного топлива арктического минус 38 минус 38 минус 38 минус 38
дизельного топлива межсезонного*** минус 15 минус 15 минус 15 минус 15
* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.
** для Республики Казахстан не более минус 15°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
*** для Республики Казахстан не более минус 5°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение дизельного топлива ЕВРО экологического класса К5.

 


Требования к качеству дизельного топлива:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо в  соответствии с ГОСТом «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Наименование показателя Значение для марки Метод испытания
Л Е З А
1. Цетановое число*, не менее 45 По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4]
2. Фракционный состав: По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А)
50% перегоняется при температуре, °C, не выше 280 280 280 255
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше 360 360 360 360
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33, стандартам [5], [6]
4. Температура вспышки**, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 40 30 30
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более 2000 По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13]
500 По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13]
6. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 По ГОСТ 17323
7. Массовая доля сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
8. Испытание на медной пластинке Выдерживает. Класс 1 По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329
9. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
10. Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более 5 По ГОСТ 5985
11. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 По ГОСТ 2070
12. Зольность, %, не более 0,01 По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15]
13. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,20 По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932
14. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 По стандарту [16]
15. Содержание воды, мг/кг, не более 200 По стандарту [17]
16. Плотность при 15 °С, кг/м3, не более 863,4 863,4 843,4 833,5 По стандартам [18]-[22]
17. Предельная температура фильтруемости***, °С, не выше Минус 5 Минус 15 Минус 25 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116
Минус 35 Минус 45
Примечания:
1. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KОН на 100 см3 топлива.
2. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.3. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м3, для марок З и А – не более 863,4 кг/м3.
4. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм2/с.
5. На территории Республики Казахстан:
– для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше.
– для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.* Цетановое число – это характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (то есть свежего заряда) (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.Цетановое число – показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы (Техническим регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011).*** Температура вспышки – это наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе под воздействием источника зажигания, однако устойчивое горение после удаления источника зажигания не возникает. Вспышка – быстрое сгорание смеси паров летучего вещества с воздухом, сопровождающееся кратковременным видимым свечением. Температуру вспышки следует отличать как от температуры воспламенения, при которой горючее вещество способно самостоятельно гореть после прекращения действия источника зажигания, так и от температуры самовоспламенения, при которой для инициирования горения или взрыва не требуется внешний источник зажигания.

** Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это мера текучести дизельного топлива, одно из так называемых «холодных свойств».

Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре) – это самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях (ГОСТ 22254-92. «Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре»)

Кроме того, дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

[1] ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объеме
[2] СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом
[3] ЕН ИСО 5165:1998* Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя
[4] ЕН 15195:2007 Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема
[5] ЕН ИСО 3104:1996 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
[6] АСТМ Д 445-12 Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости)
[7] ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[8] ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
[9] СТ РК ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
[10] ЕН ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
[11] ЕН ИСО 14596:2007 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[12] ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии
[13] ЕН ИСО 20847:2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии
[14] ЕН ИСО 6245:2002 Нефтепродукты. Определение зольности
[15] АСТМ Д 482-13 Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах
[16] ЕН 12662:2008 Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах
[17] ЕН ИСО 12937:2000 Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру
[18] ГОСТ P 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
[19] ГОСТ P ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
[20] EH ИСО 12185:1996 Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке
[21] АСТМ Д 1298-12 Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром
[22] ACTM 4052-11 Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера
[23] ГОСТ P 8.580-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
[24] EH ИСО 4259:2006 Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний
[25] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)
[26] ИСО 3170:2004 Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб
[27] ЕН ИСО 3171:1999 Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода
[28] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)
[29] Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)
[30] Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

 

Требования к качеству дизельного топлива ЕВРО:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям дизельное топливо ЕВРО в  соответствии с ГОСТом 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Наименование показателя Значение Метод испытания
1. Цетановое число, не менее 51,0 По ГОСТ 32508** (на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1], [2]-[4]
2. Цетановый индекс, не менее 46,0 По стандартам [5], [6]
3. Плотность при 15°С, кг/м3 820,0-845,0 По стандартам [7], [8], [9]-[11], ГОСТ 31392
4. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов1), %, не более 8,0 По ГОСТ EN 12916**, стандарту [12]
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива:
К3 350,0 По стандарту [13], ГОСТ 32139**, ГОСТ ISO 20846**, ГОСТ ISO 20884**, стандартам [14]-[17], [18]-[20]
К4 50,0 По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [14], [15], [17], [18]-[20]
К5 10,0 По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [17], [19], [20]
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше 55 По ГОСТ ISO 2719**, ГОСТ 6356**, стандартам [21], [22]
7. Коксуемость10%-ного остатка разгонки2), % масс., не более 0,3 По стандарту [23], ГОСТ 32392**, стандарту [24], ГОСТ 19932
8. Зольность, % масс., не более 0,01 По ГОСТ 1461, стандартам [25], [26]
9. Массовая доля воды, мг/кг, не более 200 По стандарту [27]
10. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 По стандарту [28]
11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С), единицы по шкале Класс 1 По ГОСТ ISO 2160**, ГОСТ 32329**
12. Окислительная стабильность:
общее количество осадка, г/м3, не более 25 По стандартам [29], [30], [31]
часов3), не менее 20 По стандарту [32]
13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60°С, мкм, не более 2,000-4,500*** По ГОСТ ISO 12156-1**, стандарту [33]
14. Кинематическая вязкость при 40°С, мм2 *** По ГОСТ 33, стандартам [34], [35], ГОСТ 31391
15. Фракционный состав: По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177(метод А), стандарту [36]
при температуре 250°С перегоняется, % об., менее 65
при температуре 350°С перегоняется, % об., не менее 85
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше 360
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот4), % об., не более 7,0 По стандарту [37]
1)  Показатель 4 определяют по ГОСТ EN 12916**, как разность значений общего содержания ароматических углеводородов и моноароматических углеводородов.

2)  Предельное значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок.

3)  Данное требование распространяется на дизельное топливо, содержащее более 2% об. метиловых эфиров жирных кислот.

4)  Показатель 16 определяют только при введении метиловых эфиров жирных кислот в топливо.

Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям стандарта [38].

Идентификацию и разделение метиловых эфиров жирных кислот проводят по стандарту [37].

Летнее и межсезонное дизельные топлива ЕВРО должны соответствовать следующим требованиям и нормам:

Наименование показателя Значение показателя для сорта Метод испытания
А В С D Е F
1. Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше 5 0 Минус 5 Минус 10 Минус 15 Минус 20 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116**
* На территории Республики Казахстан установлены значения для межсезонного топлива не выше минус 5°С.

Зимнее и арктическое дизельные топлива ЕВРО должны соответствовать следующим требованиям и нормам:

Наименование показателя Значение для класса Метод испытания
0 1 2 3 4
1. Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше Минус 20 Минус 26 Минус 32 Минус 38 Минус 44 По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116**
2. Температура помутнения, °С, не выше Минус 10 Минус 16 Минус 22 Минус 28 Минус 34 По стандарту [40]
3. Плотность при 15°С, кг/м3 800,0-845,0 800,0-845,0 800,0-840,0 8000-840,0 800,0-840,0 По стандартам [7]-[11], ГОСТ 31392
4. Кинематическая вязкость при 40°С, мм2 1,500-4,000 1,500-4,000 1,500-4,000 1,400-4,000 1,200-4,000 По стандартам [34], [35], ГОСТ 33
5. Цетановое число, не менее 49,0 49,0 48,0 47,0 47,0 По ГОСТ 32508(на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1], [2], [3], [4]
6. Цетановый индекс, не менее 46,0 46,0 46,0 43,0 43,0 По стандартам [5], [6]
7. Фракционный состав: По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177 (метод А), стандарту [36]
до 180°С перегоняется, % об., не более 10 10 10 10 10
до 360°С перегоняется, % об., не менее 95 95 95 95 95
8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 55 55 40 30 30 По стандарту [22], ГОСТ 6356
* На территории Республики Казахстан установлены значения для зимнего топлива не выше минус 15°С при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15°С и выше.

Для улучшения эксплуатационных свойств дизельное топливо ЕВРО допускается использовать присадки, не причиняющие вред здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Дизельное топливо ЕВРО не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

[1] ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объема
[2] СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом
[3] EN ISO 5165:1998 Petroleum products – Determination of the ignition quality of dieseI fuels – Cetane engine method
(Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя)
[4] EN 15195:2007 Liquid petroleum products – Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber
[Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема]
[5] EN ISO 4264:2007 Petroleum products – Calculation of cetane index of middle-distillate fuels by the fourvariable equation
(Нефтепродукты. Вычисление цетанового индекса средних дистиллятов по уравнению с четырьмя переменными)
[6] ASTM D 4737-10 Standard test method for calculated cetane index by four variable equation
(Стандартный метод определения цетанового индекса по уравнению с четырьмя переменными)
[7] ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
[8] ASTM D 1298-12 Standard test method for density, relative density, or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method
[Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром]
[9] ASTM D 4052-11 Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter
(Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера)
[10] ГОСТ Р 51069-1997 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
[11] EN ISO 12185:1996 Crude petroleum and petroleum products – Determination of density – Oscillating U-tube method

(Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке)

[12] IP 391/1995 Petroleum products – Determination of aromatic hydrocarbon types in middle distillates – High performance liquid chromatography method with refractive index detection
(Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Высокоэффективный метод жидкостной хроматографии с определением по показателю преломления)
[13] ГОСТ P 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[14] ГОСТ P EH ИСО 20847-2010 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии
[15] ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
[16] СТ РК ИСО 8754:2003* Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете
[17] СТБ 2141-2010 (ИСО 20847:2004) Petroleum products – Determination of sulfur content of automotive fuels – Ultraviolet fluorescence method
(Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод ультрафиолетовой флуоресценции)
[18] EN ISO 20847:2004 Petroleum products – Determination of sulfur content of automotive fuels – Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry
(Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии)
[19] EN ISO 8754:2003 Petroleum products – Determination of sulfur content – Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry
(Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии)
[20] EN ISO 14596:1998 Petroleum products – Determination of sulfur content – Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry
(Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии)
[21] СТБ ИСО 2719-2002 Методы определения температуры вспышки на приборе Пенски-Мартенса с закрытым тиглем
[22] ASTM D 93-13 Standard test methods for flash point by Pensky-Martens closed cup tester
(Стандартные методы определения температуры вспышки на приборе Пенски-Мартенса с закрытым тиглем)
[23] EN ISO 10370:1995 Petroleum products – Determination of carbon residue – Micro method
(Нефтепродукты. Определение коксового остатка. Микрометод)
[24] ASTM D 189-10 Standard test method for conradson carbon residue of petroleum products
(Стандартный метод определения коксового остатка по Конрадсону)
[25] EN ISO 6245:2002 Petroleum products – Determination of ash
(Нефтепродукты. Определение зольности)
[26] ASTM D 482-13 Standard test method for ash from petroleum products
(Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах)
[27] EN ISO 12937:2000 Petroleum products – Determination of water – Coulometric Karl Fischer titration method
(Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру)
[28] EN 12662:2008 Liquid petroleum products – Determination of contamination in middle distillates
(Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах)
[29] ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив
[30] EN ISO 12205:1996 Petroleum products – Determination of the oxidation stability of middle-distillate fuels
(Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив)
[31] ASTM D 2274-10 Standard test method for oxidation stability of distillate fuel oil (accelerated method)
[Стандартный метод определения окислительной стабильности дистиллятных топлив (ускоренный метод)]
[32] EN 15751:2009 Automotive fuels – Fatty acid methyl ester (FAME) fuel and blends with diesel fuel – Determination of oxidation stability by accelerated oxidation method
[Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо из метиловых эфиров жирных кислот (FAME) и смеси с дизельным топливом. Определение окислительной стабильности методом ускоренного окисления]
[33] ASTM D 6079-11 Standard test method for evaluating lubricity of diesel fuels by the high-frequency reciprocating rig (HFRR)
[Стандартный метод определения смазывающей способности дизельных топлив с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR)]
[34] EN ISO 3104:1996 Petroleum products – Transparent and opaque liquids – Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity
(Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и вычисление динамической вязкости)
[35] ASTM D 445-12 Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and calculation of dynamic viscosity)
[Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и вычисление динамической вязкости)]
[36] ASTM D 86-12 Standard test method for distillation of petroleum products at atmospheric pressure
(Стандартный метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении)
[37] EN 14078:2003 Liquid petroleum products – Determination of fatty methyl ester (FAME) content in middle distillates – Infrared spectrometry method
(Жидкие нефтепродукты. Определение содержания метилового эфира жирных кислот в средних дистиллятах. Метод инфракрасной спектроскопии)
[38] EN 14214:2003 Automotive fuels – Fatty acid methyl esters (FAME) for diesel engines – Requirements and test methods
[Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний]
[39] EN 14331:2004 Liquid petroleum products – Separation and characterization of fatty acid methyl esters (FAME) from middle distillates by method of liquid chromatography and gas chromatography
[Жидкие нефтепродукты. Разделение и идентификация метиловых эфиров жирных кислот (FAME) из средних дистиллятных топлив. Жидкостная хроматография. Газовая хроматография]
[40] EN 23015:1994 Petroleum products – Determination of cloud point
(Нефтепродукты. Определение температуры помутнения)
[41] ГОСТ P 8.580-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов
[42] EN ISO 4259:2006 Petroleum products – Determination and application of precision data in relation to methods of test
(Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний)
[43] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)
[44] ISO 3170:2004 Petroleum liquids – Manual sampling
(Жидкие нефтепродукты. Ручной отбор проб)
[45] EN ISO 3171:1999 Petroleum liquids – Automatic pipeline sampling
(Жидкие нефтепродукты. Автоматический отбор проб из трубопровода)
[46] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)
[47] Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 года N 50)
[48] Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

 


Требования к качеству зимнего и арктического дизельного топлива:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям зимнее и арктическое дизельное топливо в  соответствии с ГОСТом Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» должно соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Наименование показателя Значение Метод испытания
З-32 З-38 А-44 А-48 А-52
1. Цетановое число, не менее 48,0 47,0 По ГОСТ Р 52709 (на установке типа CFR F-5), ГОСТ Р ЕН 15195,
ГОСТ 3122, стандарту [1]
2. Цетановый индекс, не менее 46,0 43,0 По стандартам [2], [3]
3. Плотность при 15 °С, кг/м3 800,0-855,0 По ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675, стандартам [4], [5]
4. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов1), %, не более 8,0 По ГОСТ Р ЕН 12916, стандарту [6]
5. Массовая доля серы, мг/кг, не более:
К3 350,0 По ГОСТ Р 51947,
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203,
ГОСТ Р 52660, стандарту [7]
К4 50,0 По ГОСТ Р 52660,
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту [8]
К5 10,0 По ГОСТ Р 52660,
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту [8]
6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 40 30 По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719, ГОСТ 6356, ГОСТ Р 54279
7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки2), % масс., не более 0,30 По ГОСТ 19932, стандартам [9]-[11]
8. Зольность, % масс., не более 0,01 По ГОСТ 1461, стандартам [12], [13]
9. Массовая доля воды, мг/кг, не более 200 По стандарту [14]
10. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 По стандарту [15]
11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале Класс 1 По стандартам [16], [17]
12. Окислительная стабильность:

общее количество осадка, г/м3, не более

25 По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205, стандарту [18]
13. Смазывающая способность:

скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более

460 По ГОСТ Р ИСО 12156-1, стандарту [19]
14. Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2 1,500- 4,500 1,400- 4,500 1,200-4,000 По ГОСТ 33, ГОСТ Р 53708
15. Фракционный состав: По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405, ГОСТ 2177(метод А), стандарту [20]
перегоняется до температуры 180 °С, % об., не более 10
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше 360
16. Температура помутнения, °С, не выше -22 -28 -34 -38 -42 По ГОСТ 5066 (метод Б), стандартам [21]-[23]
17. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше -32 -38 -44 -48 -52 По ГОСТ 22254, стандарту [24]
1) Для топлива экологических классов К3 и К4 содержание полициклических ароматических углеводородов должно быть не более 11%, для топлива экологического класса К5 – не более 8%.

2) Значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок.

Кроме того, зимнее и арктическое дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки, а также присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Зимнее и арктическое дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

Ссылки на источники:

[1] ЕН ИСО 5165:1998 Нефтепродукты. Определение склонности к воспламенению дизельных топлив. Моторный метод определения цетанового числа
[2] EH ИСО 4264:2007 Нефтепродукты. Расчет цетанового индекса среднедистиллятных топлив по уравнению с четырьмя переменными
[3] АСТМ Д 4737-10 Стандартный метод испытания для расчета цетанового индекса по уравнению с четырьмя переменными
[4] ЕН ИСО 12185:1996 Сырая нефть и нефтепродукты. Определение плотности осцилляционным методом в U-образной трубке
[5] АСТМ Д 4052-09 Стандартный метод определения плотности и относительной плотности жидкостей цифровым плотномером
[6] IP 391:06 Нефтепродукты. Определение ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Высокоэффективный метод жидкостной хроматографии с определением показателя преломления
[7] EH ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Энергодисперсионная рентгенофлуоресцентная спектрометрия
[8] АСТМ Д 7220-12 Стандартный метод определения содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания, топливах для отопительных целей и топливах для реактивных двигателей методом монохроматической энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[9] ЕН ИСО 10370:1993 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
[10] АСТМ Д 189-06(2010)e1 Стандартный метод определения коксового остатка по Конрадсону
[11] АСТМ Д 4530-11 Стандартный метод определения коксового остатка (микрометод)
[12] EH ИСО 6245:2002 Нефтепродукты. Определение зольности
[13] АСТМ Д 482-07 Стандартный метод определения зольности нефтепродуктов
[14] EH ИСО 12937:2000 Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру
[15] EH 12662:2008 Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах
[16] EH ИСО 2160:1998 Нефтепродукты. Коррозионное воздействие на медь. Испытание на медной пластинке
[17] АСТМ Д 130-04 Стандартный метод определения коррозионной агрессивности нефтепродуктов в отношении меди с помощью медной пластинки
[18] АСТМ Д 2274-08 Стандартный метод определения окислительной стабильности дистиллятных топлив (ускоренный метод)
[19] АСТМ Д 6079-11 Стандартный метод определения смазывающей способности дизельных топлив на установке с высокочастотным возвратно-поступательным движением (HFRR)
[20] АСТМ Д 86-11b Стандартный метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении
[21] EH 23015:1994

(EN 23015:1994)

Нефтепродукты. Определение температуры помутнения

(Petroleum products – Determination of cloud point)

[22] АСТМ Д 5771-05 Стандартный метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод оптического детектирования при ступенчатом охлаждении)
[23] АСТМ Д 5773-05 Стандартный метод определения температуры помутнения нефтепродуктов (метод охлаждения с постоянной скоростью)
[24] EH 116:2007 Дизельное и печное бытовое топлива. Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
[25] EH ИСО 4259:2006 Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний
[26] Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-2003 Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
[27] Руководство Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда
[28] Методические указания МУ 5923-91 Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций углеводородов C – С(раздельно) в воздухе рабочей зоны (приложение 9)
[29] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов
[30] Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
[31] Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума(утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)
[32] Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1208 (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272)
[33] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)

 

Цена и стоимость дизельного топлива. Купить дизельное топливо:

 

 

Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com

 





Найти что-нибудь еще?










Похожие записи:



карта сайта