Авиационный керосин, марки и требования к качеству

Авиационный керосин, марки и требования к качеству.

 

 

Авиационный керосин (авиакеросин) – это моторное топливо для турбовинтовых и турбореактивных двигателей различных летательных аппаратов.

 

Авиационный керосин, как топливо

Требования к качеству авиационного керосина

 


Авиационный керосин, как топливо:

Авиационный керосин (авиакеросин) – это моторное топливо для турбовинтовых и турбореактивных двигателей различных летательных аппаратов.

Также авиационный керосин применяется как хладагент в различных теплообменниках (топливно-воздушных радиаторах), в качестве смазки движущихся деталей топливных и двигательных систем, в качестве растворителя.

В России для дозвуковой авиации производится пять марок авиационного керосина (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой – две (Т-6 и Т-8В). Авиационный керосин марки РТ является унифицированным топливом и предназначен для применения на летательных аппаратах как с дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростью полета.

Авиационные керосины марок ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм человека, в соответствии с ГОСТ 12.1.007, относятся к 4-му классу опасности.

Авиационные керосины марок ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость.

Температура самовоспламенения авиационных керосинов:

– марок ТС-1, Т-1С, Т-1, РТ – 220 °С;

– марки Т-2 – 230 °С.

Температурные пределы воспламенения паров авиационных керосинов:

– ТС-1, РТ: 25 °С (нижний) и 65 °С (верхний),

– Т-1, Т-1С: 50 °С (нижний) и 105 °С (верхний),

– Т-2: -10 °С (нижний) и 34 °С (верхний).

Концентрированные пределы взрываемости авиационных керосинов:

– ТС-1, РТ: 1,5 % об. (нижний) и 8,0 % об. (верхний),

– Т-1, Т-1С: 1,8 % об. (нижний) и 8,0 % об. (верхний),

– Т-2: 1,0 % об. (нижний) и 6,8 % об. (верхний).

 






Требования к качеству авиационного керосина:

По физико-химическим и эксплуатационным показателям авиационный керосин должен соответствовать нижеуказанным требованиям и нормам.

Наименование показателя Значение показателя для марки Метод испытания
ТС-1 Т-1С Т-1 Т-2 РТ
1. Плотность при 20°С, кг/м3, не менее 775,0 800,0 755,0 775,0 По ГОСТ 3900, стандарту [1]
2. Фракционный состав: По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А), стандартам [2], [3]
а) температура начала перегонки, °С:
не ниже 60 135
не выше 150 150 155
б) 10% об. отгоняется при температуре, °С, не выше 165 175 145 175
в) 50% об. отгоняется при температуре, °С, не выше 195 225 195 225
г) 90% об. отгоняется при температуре, °С, не выше 230 270 250 270
д) 98% об. отгоняется при температуре, °С, не выше 250 280 280 280
е) остаток от разгонки, %, не более 1,5 1,5
ж) потери от разгонки, %, не более 1,5 1,5
3. Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: По ГОСТ 33, стандартам [4], [5]
20°С, не менее 1,25 1,50 1,05 1,25
минус 40°С, не более 8 16 6 16
4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее 42900 42900 43100 43120 По ГОСТ 21261, ГОСТ 11065, стандартам [6]-[10]
5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее 25 20 25 25 По ГОСТ 4338, стандарту [11]
6. Кислотность, мг KОН на 100 см3 топлива: По ГОСТ 5985 с дополнением по 7.1 настоящего стандарта
не более 0,7 0,7 0,7
в пределах 0,2-0,7
7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 3,5 2,0 3,5 0,5 По ГОСТ 2070
8. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 28 30 28 По ГОСТ 6356, по стандартам [12]-[17]
9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше Минус 60 Минус 60 Минус 60 Минус 60 По ГОСТ 5066(метод Б), ГОСТ 32402, стандартам [18]-[21]
10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150°С, не более: По ГОСТ 11802
а) массовая концентрация осадка, мг на 100 см3 топлива 18 35 18 6
б) массовая концентрация растворимых смол, мг на 100 см3 топлива 30
в) массовая концентрация нерастворимых смол, мг на 100 см3 топлива 3
11. Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, %, не более 20 (22) 18 (20) 20 (22) 20 (22) По ГОСТ 31872, ГОСТ EN 12916, ГОСТ 6994
12. Содержание фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 5 6 5 4 По ГОСТ 1567, ГОСТ 8489, ГОСТ 32404
13. Массовая доля общей серы, %, не более 0,20 0,10 0,25 0,10 По стандарту [22], по ГОСТ 32139 , ГОСТ 32403, ГОСТ ISO 20846, ГОСТ 19121, по стандартам [23]-[35]
14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,003 0,003 0,001 По стандарту [36], ГОСТ 17323, стандартам [37], [38]
15. Массовая доля сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
16. Испытание на медной пластинке при 100°С в течение 3 ч Выдерживает По ГОСТ 6321 с дополнением по 7.2 настоящего стандарта
17. Зольность, %, не более 0,003 По ГОСТ 1461, стандартам [39], [40]
18. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307 с дополнением по 7.6 настоящего стандарта
19. Содержание мыл нафтеновых кислот Отсутствие По ГОСТ 21103
20. Содержание механических примесей и воды Отсутствие По 7.3 настоящего стандарта, или стандарту [41]
21. Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более 1,5 По ГОСТ 17749
22. Люминометрическое число, не ниже 50 По ГОСТ 17750
23. Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150°С – 180°С: По ГОСТ 17751 с дополнением по 7.4 настоящего стандарта
а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше 10
б) цвет отложений на оценочной трубке (отложения на подогревателе), баллы, не более 2
24. Взаимодействие с водой, баллы, не более: По ГОСТ 27154
а) состояние поверхности раздела 1 1 1 1
б) состояние разделенных фаз 1 1 1 1
25. Удельная электрическая проводимость, пСм/м: По ГОСТ 25950, стандартам [42], [43]
без антистатической присадки при температуре 20°С, не более 10 10 10 10
с антистатической присадкой (при температуре заправки летательного аппарата), не менее 50 50 50 50
с антистатической присадкой при температуре 20°С, не более 600 600 600 600
26. Давление насыщенных паров, гПа (мм рт.ст.), не более 133 (100) По ГОСТ 1756
27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений Отсутствие По 7.5 настоящего стандарта
28. Термоокислительная стабильность при контрольной температуре не ниже 260°С: По стандарту [44]
а) перепад давления на фильтре, кПа (мм рт.ст.), не более 25 25
б) цвет отложений на трубке, баллы по цветовой шкале (при отсутствии нехарактерных отложений), не более 3 3
Примечания:
1. По требованию потребителей допускается выпуск топлив Т-1С и Т-1 с нормой по показателю 1 не менее 810,0 кг/м3.2. Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением районов I1 и II1 (по ГОСТ 16350), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50°С.

Топлива ТС-1, Т-2 и РТ, применяемые в климатических районах I1 (холодный) и II1 (арктический), должны иметь температуру начала кристаллизации не выше минус 60°С.

Допускается применять в климатических районах I1 и II1 (по ГОСТ 16350) топлива ТС-1, Т-2 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50°С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30°С в течение 24 ч до вылета.

3. Норма по показателю 10 а) для топлива Т-1С устанавливается не более 6 мг на 100 см3 топлива.

4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в настоящей таблице:
– по кислотности (показатель 6) – на 0,1 мг KОН на 100 см3 топлива;
– по содержанию фактических смол (показатель 12) – на 2 мг на 100 см3 топлива;
– по концентрации осадка при определении термоокислительной стабильности в статических условиях [показатель 10а)] – на 2 мг на 100 см3 топлива.

5. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек 580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг KОН/100 см3.

6. Термоокислительную стабильность для топлива РТ (показатель 28) определяют при контрольной температуре не ниже 275°С.

По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность топлива РТ по показателю 23.

7. По требованию потребителей допускается определять объемную долю ароматических углеводородов (показатель 11) в топливах ТС-1, Т-1С, Т-1 и РТ.

8. Показатель 7 определяют по требованию потребителей.

 

Ссылки на источники:

[1] АСТМ Д 4052-11 Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера
[2] СТБ 1934-2009 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении (АСТМ Д 86-07в)
[3] АСТМ Д 86-12 Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении (IP 123)
[4] СТБ 1798-2007 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Метод определения кинематической вязкости и расчет динамической вязкости (АСТМ Д 445-06, IDT)
[5] АСТМ Д 445-12 Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости) (IP 71)
[6] АСТМ Д 3338-09 Стандартный метод оценки теплоты сгорания авиационных топлив
[7] АСТМ Д 4529-11 Стандартный метод вычисления низшей теплоты сгорания авиационных топлив
[8] АСТМ Д 4809-13 Стандартный метод определения теплоты сгорания жидких углеводородных топлив в калориметрической бомбе (точный метод)
[9] IP 12/79(80) Определение удельной энергии
[10] IP 355/98 Вычисление низшей теплоты сгорания авиатоплива с использованием данных по содержанию водорода
[11] АСТМ Д 1322-12 Стандартный метод определения высоты некоптящего пламени керосина и авиационного турбинного топлива (IР 57/95)
[12] СТБ ISO 3679-2008 Нефтепродукты и другие жидкости. Ускоренный метод определения температуры вспышки в закрытом тигле в равновесных условиях (ИСО 3679:2004, IDT)
[13] СТБ 1576-2005 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки на приборе Тага с закрытым тиглем (АСТМ Д 56-02а, IDT)
[14] АСТМ Д 56-10 Стандартный метод определения температуры вспышки в закрытом тигле Тага
[15] СТБ ISO 13736-2007 Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки в закрытом тигле по методу Абеля (ИСО 13736:1997, IDT)
[16] АСТМ Д 3828-12 Стандартные методы определения температуры вспышки в закрытом тигле малого размера (IP 303)
[17] IP 170/99 Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки. Метод с использованием закрытого тигля Абеля
[18] ГОСТ Р 52332-2005 Топлива авиационные. Определение температуры замерзания методом автоматического фазового перехода
[19] СТБ 1615-2006 Топлива авиационные. Метод определения температуры кристаллизации (автоматический метод фазового перехода) (АСТМ Д 5972-02, IDT)
[20] СТБ 1633-2006 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации (АСТМ Д 2386-05, IDT)
[21] АСТМ Д 5972-10 Стандартный метод определения температуры замерзания авиационных топлив (метод самопроизвольного фазового перехода)
[22] ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[23] ГОСТ Р 51859-2002 Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом
[24] СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[25] СТБ ISO 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
[26] СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (АСТМ Д 2622-33, IDT)
[27] СТБ ISO 14596-2002 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии (ИСО 14596:1998, IDT)
[28] АСТМ Д 2622-10 Стандартный метод определения серы в нефтепродуктах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
[29] АСТМ Д 5453-12 Стандартный метод определения общего содержания серы в легких углеводородах, топливах для двигателей с искровым зажиганием, топливах для дизельных двигателей и моторных маслах ультрафиолетовой флуоресценцией
[30] IP 243/94 Нефтепродукты и углеводороды. Определение содержания серы. Метод разложения по Викбольду
[31] IP 336/95 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод энергодисперсионной рентгенофлуоресценции
[32] IP 373/99 Определение содержания серы в легких и средних дистиллятах окислительной микрокулонометрии
[33] IP 447/99 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод рентгенофлуоресцентной спектроскопии с рассеянием по длине волны
[34] IP 107/86 Определение серы. Метод сжигания в лампе
[35] АСТМ Д 1552-08 Стандартный метод определения серы в нефтепродуктах (высокотемпературный метод)
[36] ГОСТ Р 52030-2003 Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы
[37] СТБ 1588-2005 Нефтепродукты жидкие. Потециометрический метод определения меркаптановой серы
[38] АСТМ Д 3227-13 Стандартный метод определения серы (тиол меркаптановой) в автомобильном бензине, керосине, авиационных турбинных и дистиллятных топливах (потенциометрический метод) (IP 342)
[39] АСТМ Д 482-13 Стандартный метод определения золы в нефтепродуктах
[40] ИСО 6245:2001 Нефтепродукты. Метод определения золы
[41] СТБ 1634-2006 Топлива дистиллятные. Определение свободной воды и механических примесей визуальным методом (АСТМ Д 4176-04, IDT)
[42] СТБ 1587-2005 Топлива авиационные и дистиллятные. Методы определения электрической проводимости
[43] АСТМ Д 2624-09 Стандартный метод определения удельной электрической проводимости авиационных и дистиллятных топлив (IP 274)
[44] ГОСТ Р 52954-2013 Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин
[45] Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)
[46] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)
[47] Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)

 

Источник: ГОСТ 10227-2013 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.

Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com

 





карта сайта